За проект новой канатной дороги в Москве борются сразу пять инвесторов

Небывалая конкуренция за проект без государственных денег
Канатная дорога на Воробьевых горах будет не последней в Москве / Максим Стулов / Ведомости

Конкурс на строительство второй канатной дороги в Москве вызвал небывалый ажиотаж среди инвесторов. От претендентов на концессию поступило сразу пять заявок, сообщил департамент экономической политики мэрии. Кроме предложившей проект партнерства немецкой BPS International и австрийского производителя подъемников Doppelmayr мэрия получила заявки еще от двух претендентов, связанных с зарубежными производителями канатных дорог. Это «Национальные канатные дороги» (на треть принадлежит французской Poma, остальное у «Курортов Северного Кавказа») и выступающая в партнерстве со швейцарской Bartholet компания «Московские канатные дороги». Остальные два претендента – «Развитие канатных дорог» из Санкт-Петербурга и московский «Профлогистиксервис».

Новая канатная дорога протяженностью 2,3 км между станциями «Сходненская» и «Речной вокзал» соединит районы Москвы Левобережный, Северное Тушино и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем. Запущена дорога должна быть в 2022 г. Она позволит сократить время в пути почти в 7 раз – с 45 до 7 минут, передал через представителя заммэра по экономической политике Владимир Ефимов. Власти обещают сделать проезд недорогим – 55 руб., заплатить можно будет картой «Тройка». Пользоваться дорогой будет до 19 000 пассажиров в сутки, что позволит частично разгрузить участки Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линий метро. Также дорогу планируется сделать туристическим аттракционом.

Предполагается, что инвесторы вложат 3,16 млрд руб. Москва не собирается финансировать проект ни на стадии строительства, ни во время эксплуатации. Город по условиям концессии предоставляет участки, разрабатывает и принимает проект планировки территории. Строительство, эксплуатация, содержание и ремонт – за счет инвесторов. На станции канатной дороги со стороны «Сходненской» инвестор сможет возвести коммерческие площади, что позволит рассчитывать на долгосрочный доход, передал Ефимов. Срок концессии составит 25 лет.

Кто претендует на дорогу

«Старый город», принадлежащий Сергею Карячину, управляется компанией «Би-пи-эс Русланд», которая на 99% принадлежит BPS International.

«Развитие канатных дорог» принадлежит, по данным «СПАРК-Интерфакса», Антону Алиеву. Получить комментарии этой компании не удалось, как и «Профлогистиксервиса»: в «СПАРК-Интерфаксе» есть две компании с таким названием, представитель департамента по инвестициям мэрии Москвы не смог уточнить, какая из них подала заявку.

Иностранные компании сейчас редко выходят на российские конкурсы, констатирует руководитель группы государственно-частного партнерства (ГЧП) юрфирмы CLS Дмитрий Раев, но московский проект открывает новый рынок поставщикам оборудования для канатных дорог – а их в мире немного. Канатные дороги могут активно использоваться как городской транспорт, рассказывает представитель Doppelmayr Юлия Шверцлер, они позволяют связать районы, разделенные, например, рекой, как в Лондоне. В основном канатные дороги используются для горнолыжного туризма, но в России, где много рек, их можно активно строить для перевозки пассажиров, отмечает финансовый директор «Национальных канатных дорог» Ибрагим Налаев.

Одна канатная дорога стоит, за редкими исключениями, порядка 1,5 млрд руб., рассказывает Налаев, в горах, как правило, они не окупаются за счет продажи ски-пассов и их строят власти и институциональные инвесторы, чтобы привлечь туристов в регион. Но в городе есть шанс окупить вложения, если правильно выбрать технологию и расположение, чтобы был поток пассажиров. Хотя для привлечения финансирования канатные дороги лучше строить не по концессии, а по ГЧП, считает Налаев, тогда объект принадлежит инвестору и его можно заложить в банках, а собственных средств требуется обычно 20%.

Первая канатная дорога в Москве была открыта в ноябре прошлого года и проходит через Москву-реку: она связала олимпийский комплекс «Лужники» с Воробьевыми горами и ул. Косыгина и используется в основном туристами. Ее построили «Московские канатные дороги», принадлежащие, по данным «СПАРК-Интерфакса», Александру Свищеву – отцу депутата Госдумы Дмитрия Свищева. Проект компания получила без конкурса.

Мэрия планирует построить туристическую канатную дорогу также на ВДНХ. Обсуждаются и другие проекты – например, канатная дорога может появиться между строящимся парком «Остров мечты» и станцией метро «Печатники» или «Кожуховская».

В разных регионах рассматривается около 50 проектов канатных дорог, рассказывает Николай Диваков, курирующий в «Московских канатных дорогах» проект через Химкинское водохранилище. Канатная дорога связала Нижний Новгород и соседний Бор, пассажиропоток по ней – более 2 млн человек, рассказывает Налаев, в Краснодарском крае уже несколько лет прорабатывается проект канатного метро стоимостью более 10 млрд руб. – построить его можно, только если найти институционального инвестора. В ближайшее время транспортная канатная дорога через Волгу может появиться в городе Тутаеве Ярославской области, говорит Диваков. Их имеет смысл строить в Петербурге, между Саратовом и Энгельсом, Химками и метро «Планерная» и даже между терминалами аэропорта «Шереметьево», продолжает он.

Оборудование для канатных дорог производилось в СССР, но опыт был утерян, сетует Диваков. Сейчас активному распространению канатных дорог мешает отсутствие полноценной локализации производства, но компании постепенно начинают реализовать такие проекты, говорит он.