Министерства могут лишиться части функций

Так Минфин рассчитывает повысить эффективность расходов бюджета
Отдав одинаковые функций ведомств на аутсорсинг, Минфин рассчитывает сэкономить расходы/ Андрей Гордеев / Ведомости

Функции ведомств дублируются и постоянно множатся, пишет Минфин в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердил федеральный чиновник. Прорабатываются вопросы повышения эффективности органов госуправления, лаконичен представитель Минфина.

Из-за дробления полномочий гибкость системы госуправления снижается, растут расходы и число госслужащих, пишет Минфин и предлагает оптимизировать систему. Еще в марте 2019 г. Минфин обещал за два года сократить каждого десятого федерального чиновника и 15% региональных. Это нужно, чтобы вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень, объясняла первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. И хотя это уже третье обещание сократить госсектор за последние 10 лет, пока численность чиновников растет: в 2017 г. – на 1,2% по сравнению с 2016 г. (всего более 2 млн человек).

Избежать хотя бы дублирующих функций поможет специальный реестр функций федеральных органов власти, рассчитывает Минфин. А повысить эффективность расходов – закрытые перечни обеспечивающих полномочий. Их Минфин предлагает отдать на аутсорсинг или централизовать – передать некоторые функции специальным учреждениям и ведомствам. Например, Федеральному казначейству передать ведение бюджетного учета и отчетности, предлагает Минфин.

Финансовые функции останутся у министерств и ведомств, а бухгалтерские и отчетные возьмет на себя Федеральное казначейство, пояснил «Ведомостям» замруководителя ведомства Станислав Прокофьев. Такой эксперимент уже проводился: в 2017 г. такие функции Федеральное казначейство получило от Росаккредитации, а в 2018 г. – от Минобрнауки и Минпросвещения, рассказывает он. Всего полномочия переданы от 13 органов власти, и их число растет. К 2021 г. централизовать бухгалтерские функции в Федеральном казначействе должны 56 органов власти.

Централизация должна повысить прозрачность и снизить расходы бюджета, пишет Минфин. Централизация закупок бухгалтерского программного обеспечения для федеральных госорганов сэкономила бюджету 1,5 млрд руб., приводит пример Прокофьев. При этом увеличивать число сотрудников Федерального казначейства из-за новых функций не пришлось, говорит он, а у чиновников органов власти, которые отвечали за переданные в казначейство функции, как правило, появляются новые обязанности.

Передача бухгалтерии на аутсорсинг или другим ведомствам поможет снизить уровень необоснованных расходов, поддерживает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Так, в Европе госслужащие давно отдают на аутсорсинг непрофильные задачи, рассказывает он. Например, службу международного протокола – туристическим компаниям. Избавиться можно было бы и от части юридических задач – обращаться в суд могут внешние специалисты.

Главное, чтобы идее не сопротивлялись ведомства, говорит Сафонов. Когда идея воплощается по принципу «начни с себя», начинаются возражения, признавал федеральный чиновник. Передача бухгалтерских функций также вызвала неоднозначную реакцию отдельных органов власти, но разногласия были сняты в Минфине и правительстве, признает и Прокофьев.