Трассой из Москвы в Казань заинтересовался Нацпроектстрой ВЭБа и Аркадия Ротенберга

Эксперты призывают не отдавать весь проект одному генподрядчику
Максим Стулов / Ведомости

Новое правительство пересмотрело планы прошлого кабинета министров построить новую трассу из Москвы в Казань только к 2027 г. и отложить строительство центрального участка трассы. Теперь власти хотят завершить строительство главного проекта комплексного плана развития магистральной инфраструктуры за четыре года. Об этом рассказал вице-премьер, курирующий транспорт, Марат Хуснуллин.

Весь 2019 год власти обсуждали, нужна ли новая трасса или можно обойтись реконструкцией уже существующей дороги. И в итоге решили построить лишь 230 км, а строительство центральной ее части (две трети трассы по протяженности) отложить. С учетом отсрочки стоимость всей дороги осенью 2019 г. первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов оценивал в 730 млрд руб.

А протяженность всей трассы тогда составляла 794 км. Пока она осталась прежней, говорит представитель госкомпании «Автодор», но, когда проект будет готов, она может измениться, пока идет предпроектная проработка.

Строительство трассы этапами – сначала со стороны Москвы и Казани, а затем середины – убило бы проект, строительство же трассы целиком позволит создать транспортный коридор из Европы в Китай, говорит вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков, это то, ради чего и согласовывали проект. Одновременно начать строить участки трассы логичнее, поддерживает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова, прошлый вариант строительства привел бы к возникновению «бутылочного горлышка».

Ключевой вопрос, как будет реализован проект – по одной или нескольким концессиям. Проектная документация предусматривает восемь участков строительства, но будет ли проект реализован по одной концессии или восьми – пока не решено, говорит человек, близкий к госкомпании «Автодор». 

Проектом интересуется «Нацпроектстрой» (совместное предприятие «Стройпроектхолдинга» Аркадия Ротенберга и госкорпорации ВЭБ.РФ), рассказал представитель «Нацпроектстроя» (его комментарии передал представитель ВЭБ.РФ). Компания рассматривает участие в проекте, но базовые условия и структуру проекта определяет государство, сказал он. При этом «Нацпроектстрой» хотел бы стать единственным генподрядчиком по всему проекту, знают два консультанта инфраструктурных проектов. 

Механизм реализации проекта пока не выбран, говорит представитель Хуснуллина, как ускорить строительство – будет обсуждаться в ближайшее время. Минтранс готовит предложения ускоренной реализации проекта, в частности, разрабатываются нормативные акты, упрощающие процедуру подготовки территорий и получения разрешительных документов, говорит представитель министерства.

Для ускорения подготовки проекта может быть выбрана модель одного концессионного соглашения – это сократит время на отбор концессионера, отмечает советник Square Patton Boggs Константин Макаревич. Но это может повлечь проблемы с организацией, финансированием и строительством из-за масштаба проекта и ситуации в экономике, отмечает он. Интересантов в участии в разных участках проекта на рынке много, но для запуска проекта по участкам требуется достаточно времени, говорит руководитель практики государственно-частного партнерства юрфирмы Herberth Smith Freehills Ольга Ревзина. При этом заключение единой концессии, особенно если она не будет разыгрываться на конкурсе, а концессионер будет определен решением правительства, как это было с «Платоном», может показаться правительству более простым вариантом, предупреждает она. «Укрупнение» объекта соглашения удорожит проект, а значит, в конкурсе сможет поучаствовать небольшое число участников, согласна старший менеджер PwC Марта Маковецкая, на этапе коммерческого и финансового закрытий необходимо будет учитывать интересы нескольких кредиторов, а это всегда существенно усложняет процесс переговоров. 

Для рынка же реализация проекта отдельными участками может быть предпочтительна, это обеспечит более равный доступ к проектам и конкуренцию, говорит Макаревич. 

Привлечение как можно большего числа подрядчиков и инвесторов позволит достичь максимального экономического эффекта от строительства, говорит руководитель российской практики в области ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Конкуренция позволила бы снизить общую стоимость проекта для государства, объясняет он. Возможно, стоит провести несколько конкурсов параллельно, предлагает Макаревич.

Главное, чтобы механизм распределения денег был понятным и прозрачным, у частных компаний был доступ к участию в строительстве, поддерживает и Чистяков, если одна компания получит весь проект без конкурса – будет катастрофа. Генподрядчик забирает фактически всю прибыль в проектах – на субподрядах компании «работают в ноль», рассказывает консультант инфраструктурных проектов. Получение же генподряда на одном участке и подрядных работ на другом помогло бы строителям не обанкротиться в ближайшие годы, говорит он. Договоры, заключенные между генподрядчиком и подрядной организацией, отражают условия и сметы из договора между заказчиком и генподрядчиком, кроме «генподрядных удержаний», в том числе прибыли генподрядчика, объясняет партнер компании «НЭО центр» Михаил Ермилов. Так, часть субподрядных работ может отдаваться с «генподрядным удержанием» 3–5%, а по основным видам работ – около 10–12%, рассказывает он. С учетом текущих расходов строителей и выплаты налога на выходе субподрядчикам практически ничего не остается, рассказывает Ермилов.