Минэк предложил китайскому конкуренту МВФ стать соинвестором проектов на $12 млрд

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций рассмотрит кредитование трассы из Европы в Китай
Предложенные Минэком проекты, с одной стороны, исключительно важны для российской инфраструктурной системы, а с другой – они весьма капиталоемкие/ Максим Стулов / Ведомости

Минэк предложил Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ) – китайскому аналогу крупнейших международных институтов развития, таких как МВФ или Всемирный банк, – профинансировать в России пять проектов, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. Согласно предложенному перечню (есть у «Ведомостей»), их общий бюджет оценивается в $11,8 млрд.

Самый крупный из предложенных проектов – строительство российской части международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай (автомобильная дорога «Меридиан»), следует из перечня. Его стоимость оценивается в $10 млрд.

Второй по объему инвестиций проект, предложенный министерством, – строительство Владивостокской кольцевой автомобильной дороги с общим бюджетом $1,4 млрд.

Третий проект – развитие генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В частности, планируется создать сеть ветропарков и солнечных электростанций на территории Калмыкии, Ульяновской, Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Оренбургской областей. Необходимый объем инвестиций – 20 млрд руб., или $260,8 млн (по текущему курсу).

Кроме трех крупнейших Минэк предложил банку рассмотреть инвестиции в создание транзитно-карантинного терминала по перевалке зерна в Забайкальском крае (стоимость проекта – $100 млн), а также строительство сооружений и логистических центров, сопутствующих переходу в районе Нижнеленинское-Тунцзян, за $50 млн (мост через Амур, соединяющий российский и китайский берега реки). Центры нужны для обработки, хранения и перевалки грузов, поступающих железнодорожным транспортом из КНР, это, в частности, строительные материалы, оборудование, машины, электроника, мебель, одежда и продукты питания.

Что такое АБИИ

АБИИ создан в 2016 г. по инициативе Пекина для финансирования инфраструктурных проектов стран региона. Один из аргументов в пользу его создания – недостаточно интенсивная помощь экономикам развивающихся стран со стороны западных институтов развития, таких как Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др. Акционерами АБИИ выступают более 100 стран. На 1-м месте по доле участия Китай (26,06% акций), на 2-м – Индия (7,6%), на 3-м – Россия (5,98%). В ноябре 2020 г. правительство назначило министра экономического развития Максима Решетникова управляющим от России в АБИИ.

Минэкономразвития содействует привлечению инвестиций в эти проекты, ищет иные источники финансирования помимо тех, которые уже существуют, пояснил представитель Минэкономразвития. В проекте строительства «Меридиана», например, уже заявили свое намерение участвовать ВЭБ.РФ и Евразийский банк развития ­(ЕАБР), также он включен в перечень для инвестиций в рамках Российско-Китайской межправкомиссии.

«Мы собрали перечень возможных проектов для финансирования. Большая часть из них обсуждается в рамках межправкомиссий. Планируем работать по этой повестке с другими ведомствами и регионами, регулярно обмениваться информацией о перспективных проектах с АБИИ», – передал «Ведомостям» через представителя замминистра экономического развития Владимир Ильичев.

Что надо знать о проектах

Строительство «Меридиана» инициировал бывший зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов в начале 2010-х гг. Тогда проект предполагался как полностью частный. Автодорога задумывалась как транзитный путь для перевозки грузов из Европы в Китай через Россию и Казахстан. В нынешнем варианте трасса должна пройти по территории восьми регионов, обсуждаемая протяженность в зависимости от трассировки составит от 1300 до 2021 км. Большая часть дороги будет новым строительством.

Организатором финансирования проекта и одним из кредиторов должен стать ЕАБР, писали «Ведомости» в начале декабря. Кредитная организация возьмет на себя формирование синдиката, который должен привлечь в проект около 200 млрд руб. внешнего финансирования, пояснял «Ведомостям» зампред ЕАБР Денис Ильин. Это примерно половина стоимости реализации первой фазы проекта. Речь идет об участке протяженностью 960 км от пункта пропуска Сагарчин на границе с Казахстаном до трассы М4 «Дон». Стоимость его строительства оценивается в 420 млрд руб. Другая половина должна быть обеспечена за счет привлечения капитального гранта из бюджета. Предполагается, что «Меридиан» будет строиться по концессии. Возврат средств будет происходить за счет сбора платы за проезд.

Второй проект из предложенных АБИИ – кольцевая во Владивостоке – предполагает строительство 30-километрового автомобильного кольца вокруг столицы Приморского края. Соглашение о сотрудничестве реализации проекта правительство региона подписало с китайской CRCC на Восточном форуме в сентябре. Стройку предполагается организовать по концессии в два этапа. Оценочная стоимость – 80 млрд руб. при сроке концессии в 29 лет. Инвестиции китайской стороны составят около 30% от общей стоимости первого этапа, сообщал РБК.

Третья инициатива – создание системы выработки энергии из альтернативных источников – включена в перечень совместных проектов Российско-Финской межправкомиссии, уточнил представитель Минэка. Развитие ВИЭ может быть интересно АБИИ с точки зрения корпоративной стратегии и приверженности зеленой стратегии, полагает собеседник.

Ранее «Ведомости» писали, что развитием проектов в сфере возобновляемой энергетики займется совместное предприятие «Фортума» («дочка» финской Fortum) и Газпромбанка.

Формат участия АБИИ

Помимо предложенных проектов на рассмотрении банка уже есть проекты на $1,8 млрд, сообщил представитель Минэкономразвития. Сейчас ведутся переговоры об объеме возможного финансирования и параметрах участия в них АБИИ, добавил собеседник в министерстве, не назвав конкретные проекты. По его словам, по линии несуверенных проектов ведется работа с крупнейшими российскими компаниями – РЖД, «Россетями», «Русгидро», «Норникелем» и институтом развития Дом.РФ. «Планируется использовать различные инструменты, такие как выдача кредитов, выпуск зеленых евробондов в рублях и инфраструктурных облигаций, оказание технического содействия», – говорит он.

Пока проекты только предложены Минэкономразвития для рассмотрения и конкретных решений АБИИ по ним нет, добавил собеседник. По его словам, срок рассмотрения проекта обычно занимает до полугода.

Инвестору всегда интересно диверсифицировать риски, поэтому важным условием для банка является участие в проекте других крупных инвесторов, пояснил собеседник в Минэкономразвития.

«Ведомости» направили запрос представителю АБИИ.

АБИИ уже финансировал инфраструктурные проекты в России в прошлом году. Например, были выделены средства на финансирование проектов РЖД на сумму $300 млн, напомнила заместитель директора, руководитель направления проектного финансирования АКРА Альфия Васильева. Отмечалось, что кредит предоставлен на комфортных условиях в части стоимости и срочности, уточнила она.

Предложенные Минэком проекты, с одной стороны, исключительно важны для российской инфраструктурной системы, а с другой – они весьма капиталоемкие, в особенности «Меридиан», отметила Васильева. Уже на протяжении нескольких лет рассматривались различные варианты реализации проекта, но по разным причинам он откладывался. По всей вероятности, одним из условий финансирования будет окупаемость проектов и их соответствие принципам устойчивого развития. По этой причине в портфеле наряду с дорожными есть проекты ВИЭ, полагает эксперт.