Эксперты назвали сумму антикризисных расходов для удержания экономики от провала

Эксперты РАН предложили увеличить бюджетные траты на 4 трлн рублей
Около 1,5 трлн руб. эксперты предлагают направить на социальные расходы – это поддержит потребительский спрос и смягчит сокращение экономики / Андрей Гордеев / Ведомости

Смягчить последствия санкций для российской экономики можно с помощью резкого наращивания расходов бюджета, считают эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Сумма дополнительных антикризисных трат должна составить не меньше 4 трлн руб., или около 3% номинального ВВП за 2021 г., говорится в докладе организации «Оценка последствий санкционного давления для экономики России». Эти средства эксперты РАН предлагают распределить в следующей пропорции: 1% ВВП, или 1,3 трлн руб., – на поддержку доходов населения, еще 0,5%, или 650 млрд руб., – на госпотребление, остальные 1,5%, или 2 трлн руб., – на бюджетные инвестиции.

Реализация такого плана позволит удержать экономику от слишком резкого провала – рост бюджетных трат на 4 трлн руб. включен в «реалистичный» сценарий ИНП РАН. Согласно этому варианту, ВВП России сократится на 5,1% в 2022 г., а инвестиции упадут на 17%, следует из расчетов института. Это гораздо более оптимистичные оценки по сравнению с другими прогнозами. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) ожидают падения ВВП на 6,3–6,6%. Согласно консенсус-прогнозу аналитиков, подготовленному ЦБ, экономика может сократиться на 8%.

В сценарий ИНП закладывается сокращение экспорта из России на 9,5 трлн руб. (в ценах 2021 г.), импорта – на 13,7 трлн руб. Параметры инфляции фиксируются в размере 20% по итогам года, курс национальной валюты – 110 руб. за доллар, цена на нефть – $95 за баррель.

В этих условиях реальные ­денежные доходы населения (за вычетом инфляции и обязательных платежей) упадут на 5%, полагают эксперты. Причем больше всего санкции затронут доходы от предпринимательской деятельности – они могут сократиться на 14,2%, и доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды) – на 12,5%. Зарплаты в небюджетном секторе могут упасть на 7,5% в реальном выражении, отмечается в докладе, при этом зарплаты в бюджетном секторе и социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и др.) не сократятся. Сценарий РАН по реальным доходам также довольно оптимистичный. ЦМАКП – фактически единственный институт, который публично оценивал этот показатель – ожидает его снижения на 7–7,2% в 2022 г.

У РАН есть и другой, более пессимистичный прогноз – «условный». Он предполагает снижение импорта из всех стран, кроме Евразийского экономического союза, Китая, Турции и ряда других государств, а также эмбарго на экспорт в «недружественные страны». В этот сценарий закладывается гораздо более существенное сокращение экспорта – на 28,7 трлн руб. в этом году, а импорта – на 17,4 трлн руб. Параметры инфляции фиксируются в размере 35%. Курс национальной валюты и цена на нефть в обоих сценариях совпадают. В этом случае ВВП России сократится в 2022 г. на 15%, а доходы населения могут упасть до 10%, ожидают эксперты.

Как спасти доходы

Ключевой мерой смягчения эффекта санкций в РАН считают увеличение именно соцрасходов, что поддержит потребительский спрос. «Так как предполагается существенный пакет социальной поддержки, то в наиболее конструктивном сценарии предполагаем, что он позволяет полностью компенсировать рост цен, т. е. индексация совпадает с уровнем инфляции», – пояснил «Ведомостям» автор исследования, директор ИНП РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв. Это влияет и на экономику в целом, так как спрос населения обеспечивает половину ВВП, говорит эксперт.

16 марта президент России Владимир Путин анонсировал увеличение социальных выплат, включая пенсии и пособия, а также зарплат бюджетников. К работникам бюджетного сектора можно отнести примерно 13,7 млн человек, сообщил «Ведомостям» представитель Росстата. В их число входят 2,3 млн госслужащих, остальные – работники бюджетных учреждений в различных сферах (медицина, образование, соцзащита и т. п.).

Принципиальная история, которая будет влиять на доходы населения, – это меры поддержки государства: индексация зарплат бюджетников, пенсий, пособий и дополнительные выплаты для семей с детьми, отметил Широв. Если во внебюджетной сфере зарплаты условно растут в номинале примерно в два раза ниже инфляции в благоприятном случае, то в бюджетном секторе все зависит от параметров индексации. Если индексацию зарплат и выплат не проводить, то они в реальном выражении могут «провалиться примерно на величину инфляции», отмечает Широв: к падению доходов в этом случае можно добавить еще до 5 процентных пунктов.

Во втором сценарии при инфляции под 30% индексация зарплат бюджетникам не кажется возможной, это скорее неконструктивная идея, полагает Широв. В таком случае зарплаты работников госсектора и социальные выплаты могут сократиться на 4–5% в год.

Дополнительные расходы федерального бюджета на индексацию зарплат работникам бюджетной сферы и пенсий и могут составить 0,9% от ВВП 2021 г., т. е. 1,1 трлн руб., подсчитал по просьбе «Ведомостей» директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Из них 0,4% ВВП пришлось бы на увеличение зарплат бюджетников (около 500 млрд руб.) и около 0,5% ВВП (600 млрд руб.) – на увеличение пенсионных выплат. Оценка приведена при условии, что индексация пенсий и зарплат бюджетников составит порядка 20% год к году во втором полугодии (медианная ожидаемая аналитиками инфляция из мартовского опроса Банка России), отмечает Куликов. Расчет индексации для работников бюджетного сектора проводился на основе отчета о федеральном бюджете на 2021 г., при условии что число работников госсектора не меняется. Сумма индексации пенсий проводилась по данным ПФР, на учете которого состоит чуть более 42 млн человек, говорит Куликов, при этом оценивались только дополнительные пенсионные расходы федерального бюджета.