Почему Европа может столкнуться с нехваткой сезонных рабочих на фоне СВО

Сейчас проблема со сбором урожая возникла в Нидерландах и Финляндии, а ближе к осени может коснуться Польши
Финские фермеры рискуют потерять до 50–60 т клубники из-за недостатка рабочих рук/ AP

В Европе на сезонные работы традиционно устраивались трудовые мигранты, преимущественно с Украины. При этом на фоне спецоперации европейские страны могут столкнуться с нехваткой рабочих рук. Например, финские фермеры рискуют потерять до 50–60 т клубники из-за недостатка рабочих рук, сообщил в начале августа местный портал YLE. Около 70% сборщиков клубники в основном были представлены работниками с Украины, указывает издание.

При этом на территории Европы в июле было зафиксировано около 6 млн украинских беженцев, среди которых трудоспособными были признаны 1,2 млн человек, следует из доклада ОЭСР о влиянии конфликта на европейский рынок труда. Наибольшее увеличение числа трудоспособного населения отмечается в странах Восточной Европы – в Чехии (на 2,2%), Польше (2,1%), Эстонии (1,9%), Венгрии, Латвии, Словакии, Литве и Румынии (от 1 до 1,5%).

Структура миграционного потока с Украины в страны ЕС существенно изменилась после начала СВО, отмечает руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. Если до 2022 г. в нем преобладали трудовые мигранты, то сейчас это именно беженцы, а их демографические характеристики существенно различаются, указывает эксперт. Среди украинских трудовых мигрантов традиционно преобладали мужчины (по некоторым странам их доля достигала 83%), среди беженцев большинство – женщины и дети, так как военнообязанные мужчины не могут легально покинуть Украину из-за мобилизации, сообщает Квашнин. В Польше на 22 апреля было зарегистрировано около 1 млн украинских беженцев, 48% из них – дети до 18 лет, а среди всех взрослых 92% составляли женщины, аналогичное распределение наблюдалось в Литве (42% – дети, 83% от взрослых – женщины) и Молдавии (50% дети, 80% от взрослых – женщины), сообщается в докладе ОЭСР со ссылкой на национальные трудовые органы этих стран.

Где больше всего беженцев

По данным Управления вер­ховного комиссара ООН, больше всего беженцев насчитывается в России (1,968 млн человек), Польше (1,256 млн), Германии (915 000), Чехии (404 000), Италии (157 000), Турции (145 000), Испании (131 700) и Великобритании (104 000).

Украинцы в Европе занимали, как правило, неквалифицированные и низкоквалифицированные рабочие места – сборщиков урожая, нянь, сиделок, упаковщиков, работников складов, строительных работ, курьеров, указывает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты России «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Во всех этих сферах сейчас наблюдается дефицит работников, но в наибольшей степени – на сборе урожая, указывает эксперт. В то же время характерным свойством беженцев с Украины является довольно высокий уровень образования, указывается в исследовании ОЭСР: поэтому они не заинтересованы работать на сезонных и низкооплачиваемых работах. В Германии среди украинских мигрантов 73% имели высшее образование, 19% – среднее профессиональное и только у 7% – низкий уровень образования, говорится в исследовании немецкого федерального министерства внутренних дел и родины.

Беженцы, в отличие от трудовых мигрантов, тяжело адаптируются к проживанию в другой стране, долгое время находятся в состоянии стресса и устраиваются далеко не сразу – как правило, на это им требуется не менее полугода, указывает Квашнин. Кроме того, в некоторых европейских странах даже при послаблениях, которые принимались ими с марта, остается довольно непростая процедура регистрации беженцев, в процессе которой поиск работы может стать затруднительным, добавляет эксперт.

Какие страны ждет дефицит

Особо чувствителен к недостатку украинских работников оказывается трудовой рынок Польши, где, по оценкам Bloomberg, только в 2020 г. на постоянной основе жили и работали около 2 млн украинцев. В марте того же года польская экономика столкнулась со значительным недостатком рабочей силы в строительном секторе, составлявшем на тот момент около 8% от ВВП страны. Возвращение только 20% украинских рабочих на родину из-за пандемии коронавируса на тот момент стало большой угрозой для всей строительной отрасли Польши, указывает Bloomberg. По данным управления социального страхования Польши, число официально зарегистрированных работающих иностранцев в 2020 г. составило 689 000 человек, причем 507 000 из них – с Украины.

Сейчас проблема со сбором урожая возникла в Нидерландах, а ближе к осени такая же ситуация может сложиться в Польше при сборе фруктов, добавляет Иванова-Швец. Проблему дефицита рабочих рук решить, скорее всего, окажется невозможно, что принесет европейскому бизнесу значительные убытки, указывает эксперт. Но некоторые экономические меры, возможно, смогут частично решить проблему недостатка рабочей силы: так, европейские власти могли бы в значительной степени сократить пособия беженцам и больше сфокусироваться на поиске работы для них, предполагает она. Местные жители редко соглашаются на сезонные работы, поскольку они очень низко оплачиваются, добавляет эксперт. Британская газета The Guardian описывает условия работы украинских трудовых мигрантов на английских фермах как «современное рабство», так как сезонные работники зачастую сталкиваются с отсутствием оборудования для обеспечения безопасности на рабочем месте, медицинской инфраструктуры, а также с необходимостью проживать в помещениях без кухонь и водопровода.

В вопросе недостатка рабочей силы Финляндия, скорее, исключение из правил, считает Квашнин. Со второй половины 2010-х гг. наблюдался общий для европейских стран тренд на сокращение доли сезонных рабочих в пользу тех, кого брали на работу на более продолжительный срок, указывает эксперт. В Финляндию и Польшу приезжали в основном на 3–5 месяцев, а в Чехию, Венгрию, Литву, Словакию и Данию – на более длительный период, так как там выдают разрешения на работу сроком более 12 месяцев с возможностью последующего продления.

Европейский рынок труда способен достаточно быстро адаптироваться к подобного рода изменениям: желающих устроиться на сезонные работы много и из других стран, поэтому трудности наподобие тех, с которыми сейчас столкнулась Финляндия, носят временный характер, считает эксперт. Если говорить о долгосрочной перспективе, то, вероятно, в дальнейшем стоит ожидать не недостатка, а скорее переизбытка украинских работников на сезонной занятости, предполагает Квашнин. «Военные действия на территории Украины рано или поздно закончатся, но миллионы украинцев – преимущественно женщины и дети – к тому времени уже обоснуются в странах ЕС. Соответственно, многие мужчины – после отмены мобилизации – также начнут переезжать в Европу к своим женам и детям, что может резко увеличить предложение на рынках сезонных работ», – считает Квашнин.

Согласно данным опроса федерального министерства внутренних дел и родины Германии, проведенного в апреле, только 32% украинцев собираются вернуться на родину по окончании специальной военной операции. С конца февраля по середину июня текущего года Германия зарегистрировала на территории страны около 870 000 человек, прибывших с Украины.