Почему минфин США запретил продавать активы в России без разрешения

Генеральная лицензия OFAC не разрешает уплачивать «налог на выход»
Вряд ли у американских госструктур есть цель полной блокировки выплат по «налогу на выход»/ Al Drago / Reuters

Минфин США запретил американским гражданам и компаниям продавать активы в России без специальной лицензии Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Так в ведомстве отреагировали на повышение «налога на выход» из российского бизнеса, новые параметры которого 27 марта объявила профильная подкомиссия комиссии по контролю за иностранными инвестициями правительства РФ (ее возглавляет министр финансов Антон Силуанов). «Уплата «налога на выход» не считается операцией, выходящей за рамки обычной деятельности или необходимой для повседневных операций в Российской Федерации, и поэтому она не разрешена в соответствии с генеральной лицензией № 13D», – говорится в пояснении OFAC. Это значит, что для продажи акций или долей в уставном капитале, требующей от американского лица перечислений в российский бюджет, необходимо получение специальной индивидуальной лицензии управления.

В соответствии с директивой 4 к исполнительному указу президента США № 14024 американским гражданам и компаниям запрещаются предоставление активов и денежные переводы Банку России, фонду национального благосостояния (ФНБ) или Министерству финансов РФ, это касается как прямых, так и косвенных транзакций, напоминают в OFAC. 24 февраля этого года была выпущена обновленная генеральная лицензия № 13D, она позволяет лицам из США уплачивать налоги и сборы, а также импортные пошлины для ведения повседневной деятельности в Российской Федерации, также она позволяет получать разрешения на операции и сделки, запрещенные директивой 4. Генеральная лицензия действует до 6 июня 2023 г.

В декабре прошлого года российская подкомиссия правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций обязала уходящие из России компании продавать свои активы с дисконтом не менее 50% от рыночной стоимости. Также они должны были соглашаться на рассрочку платежа за активы на 1–2 года и перечисление в федеральный бюджет не менее 10% от суммы сделки.

27 марта 2023 г. условия продажи бизнеса «с учетом состоявшегося обсуждения» были скорректированы, говорится в опубликованному на сайте Минфина протоколе заседания подкомиссии. Теперь иностранные компании обязаны платить не менее 10% от половины рыночной стоимости российских активов (т. е. 5% от их полной стоимости) в бюджет. Если они продаются с более чем 90%-ной скидкой, размер взноса в бюджет увеличивается до 10% от полной рыночной стоимости активов.

Никого не выпускать

Текущие и обычные для ежедневной деятельности платежи российскому бюджету изъяты из-под санкционного запрета OFAC, но статус «налога на выход» остается неоднозначным, отметила ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. Он не закреплен в Налоговом кодексе как обязательный платеж или взнос и не является связанным с обычными операциями, а скорее разовым и экстраординарным. Соответственно, OFAC в разъяснениях не стало относить такой платеж к текущим налоговым или аналогичным платежам в рамках обычной деятельности, которые необходимы для соблюдения законодательства России и изъяты из-под запрета, продолжила она. Но санкционные ограничения изначально позиционировались как препятствие добровольному финансированию российского бюджета и суверенных фондов, в то время как «налог на выход» – это обязательное требование, без которого не получить разрешения на сделку по продаже активов, указывает она. В связи с этим не до конца понятна целесообразность такого запрета со стороны OFAC, которое, по сути, создает дополнительные препятствия компаниям, которые и так стремятся уходить с российского рынка, оценивает Зеленская.

Вряд ли у американских госструктур при этом есть цель полной блокировки выплат по «налогу на выход» – об этом говорит хотя бы то, что на своем сайте OFAC прямо в тексте пояснения приводит ссылку для подачи онлайн-формы на специальную лицензию, говорит эксперт.

Вероятно, OFAC пока просто выражает свое неодобрение платежей американских компаний в российский бюджет, управление хочет участвовать в принятии решений об их выходе с российского рынка – это выглядит как удобный предлог получать информацию об условиях сделок, считает партнер юридической фирмы Petrol Chilikov Егор Чиликов. Неформальный «налог на выход» уже присутствует в виде дисконта к цене продаваемых активов, но поводов контролировать сумму дисконта у OFAC меньше, чем если это официальный платеж в бюджет, рассуждает он. Вероятность того, что OFAC будет блокировать выход американских компаний из российских активов, крайне мала – даже с условием оплаты «налога на выход», считает эксперт.

У американских компаний и инвесторов в сложившейся ситуации очень сильно ограничено пространство для маневров: с одной стороны, они обязаны заплатить «налог на выход», с другой – они не смогут этого сделать без соответствующей лицензии, а на ее получение потребуется какое-то время, оценивает Зеленская. Скорее всего, и Россия, и США оставляют за собой право через разрешительный порядок контролировать сделки и американская сторона в данном случае хочет скорее получить больше контроля над такими сделками, полагает она. Российские власти при этом вряд ли откажутся от «налога на выход», считает эксперт.

В сложившейся ситуации американские компании не будут использовать обходные пути или посредников, чтобы не рисковать получить обвинение в нарушении американского санкционного режима, добавляет Зеленская.