Минфин повысил план по расходам в этом году

Ведомство получило еще больше ненефтегазовых доходов, чем ожидалось
Расходы, утвержденные Минфином сверх последнего прогноза, скорее всего пойдут на оборону, экономику и безопасность/ Евгений Разумный / Ведомости

Минфин повысил оценку по расходам федерального бюджета в 2023 г. на 800 млрд руб. Ведомство рассчитывает потратить 32,5 трлн руб., следует из сводной росписи трат на этот год, которая приводится на сайте «Электронного бюджета». Ранее Минфин прогнозировал расходы в 31,7 ­трлн руб. Такая оценка фактических итоговых трат этого года была приведена в законопроекте о федеральном бюджете на 2024–2026 гг.

По словам близкого к правительству источника, на данный момент актуальная сводная бюджетная роспись действительно составляет 32,5 трлн руб. Представитель Минфина подтвердил, что расходы федерального бюджета в этом году окажутся выше, чем оценивалось ранее. Прогноз по тратам был увеличен в октябре, отметил он. Источник расходов – это прежде всего дополнительные ненефтегазовые доходы, поступившие в резервный фонд правительства, следует из комментария. Тем не менее пока преждевременно давать точные оценки поступлений этого года. Сделать это можно будет не раньше начала декабря – после получения ноябрьских налогов, подчеркнул представитель Минфина.

Фактическое кассовое исполнение расходов редко совпадает со сводной росписью – это разные показатели, подчеркнул близкий к правительству источник. Последняя – это актуальные бюджетные обязательства, в которые включены в том числе неисполненные траты прошлого года, перенесенные на нынешний период, пояснил он. Поэтому роспись всегда больше кассового исполнения, резюмировал собеседник.

Оценить, на что пойдут расходы, утвержденные сверх последнего прогноза, достаточно сложно. Минфин в прошлом году из-за санкций закрыл отчетность о тратах по направлениям. Тем не менее, согласно проекту бюджета на 2023 г. и на следующую трехлетку, главные разделы трат в этом году – это оборона, экономика и безопасность. Ожидалось, что по этим трем направлениям расходы составят соответственно 6,4 трлн, 4,1 ­трлн и 3,2 трлн руб., или 21,2, 13,6 и 10,7% от всего бюджета.

Общая величина расходов определяется бюджетным правилом, которое регламентирует предельный дефицит. Согласно проекту бюджета на следующую трехлетку, разница между доходами и расходами в этом году ожидалась в размере 3 трлн руб., или 1,8% ВВП. Но, как пояснил «Ведомостям» другой собеседник, также близкий к правительству, дополнительные траты на размер дефицита практически не повлияют.

Доходы и расходы бюджета на 2024 г. установлены в размере 35 трлн и 36,7 трлн руб. соответственно. Дефицит планируется на уровне 0,9% ВВП. В пределах 1% показатель сохранится и в 2025–2026 гг., прогнозировал министр финансов Антон Силуанов.

Дефицит федерального бюджета России накопленным итогом в январе – октябре составил 1,2 трлн руб. (0,7% ВВП страны), оценивал ранее Минфин. Разрыв между доходами и расходами сократился на 464 млрд руб. по сравнению с показателем за первые девять месяцев. Это означает, что в прошлом месяце бюджет был исполнен с профицитом, аналогичным этой сумме, – превышение составило 464 млрд руб.

Профицит фиксировался уже третий месяц подряд. В сентябре доходы превысили расходы на 429 млрд руб., в августе – на 455 млрд. В ненефтегазовых доходах бюджета наблюдалась «устойчивая положительная динамика», говорилось в пресс-релизе Минфина. В январе – октябре они составили 15,9 трлн руб., прибавив 28,7% в годовом исчислении. Ненефтегазовые доходы растут не только по отношению к прошлому, но и к 2021 г., подчеркивало ведомство. Объем и траектория их поступления свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной в действующем бюджете (17,2 ­трлн руб. в 2023 г.).

Значительная часть новых расходов, скорее всего, будет распределена между двумя категориями – тратами на субсидирование ставок по льготным программам кредитования (главным образом по ипотеке), выросших после повышения ключевой ставки до 15% с 7,5%, а также на обслуживание госдолга, отметил экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Кассовое исполнение бюджета окажется ниже росписи на 500–700 млрд руб., поэтому итоговые расходы можно ожидать в размере 31,8–32 трлн руб., прогнозирует он.

Сумма расходов окажется ровно такой, какая сейчас отражена в «Электронном бюджете», – 32,5 ­трлн руб., не согласился начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. При этом любые дополнительные траты придется фондировать за счет новых выпусков ОФЗ, что при текущих ставках нельзя назвать привлекательной идеей, отметил он. В проекте бюджета, который внесли в Госдуму в сентябре, был заложен немного более крепкий курс рубля, чем тот, который фактически складывается, а также немного более сдержанные оценки роста фонда оплаты труда, которые определяют сборы НДФЛ, добавил он. Эти два фактора повлияли на повышение доходов, объяснил Кулагин.

Помимо дополнительных процентных расходов из-за повышения ключевой ставки, по всей видимости, придется увеличивать траты на соцподдержку, которые вырастут из-за более высокой инфляции, чем ожидалось, предположил заместитель руководителя казначейства УК «Ингосстрах-инвестиции» Роман Тихонов. Кроме этого в бюджете следующего года предусмотрен рост расходов по статье «Национальная оборона», напомнил он. Учитывая достаточно комфортную ситуацию с доходами в этом году, Минфин может заранее, в 2023 г., авансировать это направление, добавил Тихонов.

Итоговое исполнение будет довольно близко к росписи, но скорее несколько ниже, полагает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Часть расходов перенесется на следующий год, предположил он. Профинансированы дополнительные траты будут из сверхплановых ненефтегазовых поступлений, поэтому влияние на дефицит и баланс бюджета будет минимальным, резюмировал экономист.