Доходы бюджета в ноябре поддержал windfall tax

По итогам года дефицит казны не превысит план, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Доходы федерального бюджета за январь – ноябрь составили 26 трлн руб., что на 5% выше поступлений за аналогичный период прошлого года, следует из предварительных данных Минфина. Из них ненефтегазовые доходы составили 17,74 трлн руб., увеличившись на 26% год к году, нефтегазовые – 8,23 трлн руб., что на 23% год к году меньше. Дефицит федеральной казны сократился до 0,9 трлн руб. с 1,235 трлн руб. по итогам октября.

Объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января – ноября свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете, говорится в сообщении Минфина. Согласно действующему бюджету, доходы в 2023 г. запланированы в объеме 26,1 трлн руб., а расходы – 29 трлн руб. Дефицит по итогам 2023 г. ожидается в размере 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. При этом министр финансов Антон Силуанов 22 ноября сообщил, что официальный прогноз по дефициту федерального бюджета на 2023 г. снижен до порядка 1% ВВП.

Снижение нефтегазовых доходов в годовом выражении связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки «Юралс» в начале года, сокращением цен и объемов экспорта природного газа, говорится в пояснении Минфина. При этом месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн руб. в год), отмечает Минфин.

Снижение НГД по сравнению с предыдущим месяцем объясняется тем, что в октябре нефтяные компании уплатили в бюджет налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) за весь III квартал в размере 600 млрд руб. «Ведомости» писали об этом 6 декабря. Выплаты нефтяникам по демпферу (Минфин возобновил механизм компенсации после паузы в октябре) составили 192,7 млрд руб. При этом часть возмещения топливного демпфера по итогам октября 2023 г. будет отражена в кассовых операциях в начале декабря, отмечает Минфин. Дополнительные НГД поступили в ноябре в размере 272,6 млрд руб.

Исходя из оценки Минфина о состоянии бюджета за октябрь, доходы в ноябре составили 2,86 трлн руб., расходы – 2,5 трлн руб. Таким образом, бюджет в ноябре был исполнен с профицитом в 357 млрд руб. 

Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе – феврале отдельных контрактуемых расходов, отмечает Минфин. В 2023 г. объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете, говорится в сообщении.

Бюджетная роспись, данные о которой отражаются на сайте «Электронный бюджет», отличается от исполнения бюджета. Доходы бюджета на 28 ноября обозначены в размере 23,3 трлн руб. (при плане в 26,1 трлн руб.), расходы – 26,28 трлн (при плане в 32,5 трлн руб.). Роспись включает в себя бюджетные обязательства, в которые включены в том числе неисполненные траты прошлого года, перенесенные на нынешний период.

Расходы Шредингера

Ненефтегазовые доходы бюджета увеличились в ноябре до 1,84 трлн руб. с 1,74 трлн в октябре, отмечает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Росту показателя способствовало разовое поступление windfall tax, указывает эксперт. По словам Силуанова, в ноябре бизнес заплатил 305 млрд руб. (до 30 ноября действовала скидка 50% по уплате налога на сверхприбыль).

Минфин ожидает дополнительно получить «некоторое пополнение бюджета» от налога на сверхприбыль и в декабре, напоминает экономист, автор Telegram-канала «Твердые цифры» Родион Латыпов. Если исключить фактор windfall tax, то в ноябре поступление по доходам было ниже, чем месяцем ранее, но в основном из-за того, что в октябре нефтяники уплатили НДД, а также Минфин не выплачивал компенсации по демпферу, указывает Сусин.

Расходы бюджета в ноябре остались в пределах сезонной нормы при обозначенных в «Электронном бюджете» тратах на год в 32,6 трлн руб., отмечает Латыпов. Рост год к году составил 13%, это укладывается в сезонную норму за 2000-2022 гг., добавляет он. 

В декабре бюджетные траты увеличиваются, это сезонный фактор, поэтому к концу году дефицит будет достаточно высоким, отмечает Сусин. Вряд ли он будет таким, как в бюджетной росписи (2% ВВП), потому что традиционно часть расходов не выполняется и переносится на следующий год (около 1 трлн руб.), добавляет эксперт. Кроме того, 1,5 трлн руб. в качестве трансферта Соцфонду Минфин зарезервировал еще в конце прошлого года. Скорее всего бюджетный дефицит будет около 2 трлн руб. по итогам года, заключил Сусин, добавив, что «больших сюрпризов быть не должно».

Итоговый дефицит федерального бюджета зависит от размера расходов в декабре – «здесь спрятался кот Шредингера», считает Латыпов. С одной стороны, дефицит может составить лишь 1% ВВП, как недавно заявлял министр Силуанов. Доходы по итогам года превысят ожидания Минфина примерно на 1 трлн руб. в основном за счет ненефтегазовых доходов, считает Латыпов: при тех же тратах дефицит будет меньше планового и будет близок к оценке министра. С другой стороны, сайт «Электронного бюджета» показывает, что роспись увеличилась до 32,6 трлн руб., то есть теперь на 0,9 трлн больше, чем в бюджетных проектировках. Это означает, что дополнительные ненефтегазовые доходы могут пойти на расходы, а дефицит будет близок к плановому – составит, по нашим оценкам, 2,9 трлн руб., или 1,7% ВВП, указывает Латыпов.