Минэк признал малую востребованность инвестиционных налоговых вычетов

Пока министерство не готово распространить его на федеральный уровень
Максим Стулов / Ведомости

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) в той модификации, в которой он действовал в России с 2018 г., оказался маловостребован как среди регионов, которые его предоставляют, так и среди компаний. Об этом сообщила директор департамента инвестиционной политики и развития МСП Минэка Инна Дадаян в ходе «Налогового форума» в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

По ее словам, действующая версия ИНВ «не оказывает заметного влияния на рост инвестиций». Одна из причин в том, что размер федеральных дотаций в региональные бюджеты практически не покрывает выпадающие доходы при предоставлении бизнесу ИНВ, отметила она.

По данным Минэка, в 2021 г. объем предоставленных дотаций компенсировал 20% расходов регионов на ИНВ, в 2022-м – 11%, а в 2023-м – уже менее 5%.

«Ведомости» отправили запрос в Минэк. 

Председатель комитета РСПП по налоговой политике Владимир Рашевский в ходе форума подчеркнул необходимость налогового стимулирования компаний, которые ведут активную инвестиционную политику. По его словам, РСПП сформулировал предложение по введению ИНВ на федеральном уровне и планирует в ближайшее время обсудить его с уполномоченными ведомствами. Предложение союза состоит в том, чтобы делать вычет за счет федеральной части налога на прибыль без участия регионов, отметил он.

«Мы считаем, что можно было бы сделать простую технологичную норму, которая бы позволяла давать ИНВ компаниям, которые активно инвестируют, «одним ключом», без необходимости договариваться с регионом. Это универсальная и простая формула», – сказал Рашевский.

О намерении РСПП предложить дополнительные меры по стимулированию инвестиционной активности предпринимателей “Ведомости” писали в начале 2022 г. Тогда союз рассматривал механизм универсального федерального  инвестиционного вычета в размере 20% от суммы вложений в период их осуществления. 

Дадаян отметила, что, несмотря на призывы бизнеса к переходу на федеральный ИНВ в обход регионов, Минэк пока сохраняет тот же подход, что был заложен в изначальной версии вычета, однако планирует ограничить полномочия регионов и сделать механизм более предсказуемым для бизнеса. Проводимая сейчас реформа связана с переходом на проектный подход при предоставлении ИНВ и компенсацией выпадающих доходов регионов, добавила она. По словам Дадаян, основными акцентами реформы станут концентрация ИНВ на инвестпроектах, связанных со структурной перестройкой экономики, фиксация единых критериев применения ИНВ и создание предсказуемых налоговых условий для бизнеса (фиксация доли списываемых расходов, максимальной ставки для применяющих вычет компаний).

В конце прошлого года была принята первая часть поправок, регламентирующих механизм ИНВ. Одной из них стало появление нового отдельного основания для предоставления ИНВ компаниям, реализующим инвестиционные проекты: инвестпроект должен входить в реестр проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики или соответствовать другим критериям, которые устанавливает правительство.