Дальнобойщикам могут увеличить сумму необлагаемых налогом суточных выплат

Соответствующий законопроект решили разработать в Совфеде
Евгений Разумный / Ведомости

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Минфином разрабатывает поправки в Налоговый кодекс, которые позволят увеличить необлагаемый налогом размер суточных, выплачиваемых сотрудникам, чья работа носит разъездной характер. Такое решение было принято по итогам совещания с участием зампреда комитета Андрея Епишина, а также представителей федеральных ведомств и бизнеса.

«Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Министерством финансов РФ разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части увеличения необлагаемого размера суточных, выплачиваемых работникам, чья работа носит разъездной характер», – говорится в протоколе совещания, с которым ознакомились «Ведомости». Как уточнил «Ведомостям» Епишин, первый драфт законопроекта уже разработан – его параметры еще предстоит согласовать с правительством.

«Ведомости» направили запрос в Минфин.

С инициативой увеличить необлагаемый налогом размер суточных разъездным сотрудникам выступили профильные ассоциации. Речь идет о внесении изменений в ст. 217 Налогового кодекса России. В настоящее время не облагать НДФЛ и страховыми взносами можно только суточные сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в размере 700 руб. при езде по России и 2500 руб. – за границей. В прошлом году в письме спикеру Совфеда Валентине Матвиенко Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики предложил увеличить показатели до 3500 и 7200 руб. соответственно.

Работодатель платит водителю суточные, если длительность поездки составляет более одного дня. НДФЛ и страховые взносы организации должны начислять с сумм, которые превышают установленный порог. В союзе отметили, что текущее пороговое значение «не соответствует потребностям водителей-экспедиторов и накладывает дополнительную нагрузку на логистические компании», а увеличение данных сумм позволит поддержать отрасль автомобильных перевозок и экономику страны в целом.

На совещании были предложены более скромные цифры – 1500 руб. за поездки по территории России и не более 5000 руб. при поездках за пределами страны, рассказал источник, знакомый с ходом обсуждений. Участники совещания из числа представителей бизнеса при обосновании таких изменений говорили, что вступившие в силу в начале года изменения в ст. 217 НК РФ создают правовое неравенство в части возмещения расходов водителей на проживание по сравнению с работниками, направляемыми в командировки; правовую неопределенность в части налогообложения расходов водителей, превышающих установленный лимит; снижают конкурентоспособность российской отрасли грузоперевозок в сравнении с перевозчиками из ЕАЭС.

«Мера (обсуждавшаяся в Совфеде. – "Ведомости") полезная и долгожданная, изменение данных параметров обсуждается уже давно», – сказала представитель Союза труда Дарья Митина. Увеличение необлагаемого размера суточных может принести пользу как работодателям, так и сотрудникам, в частности, дальнобойщикам, полагает она.

Для работников, которые направляются в командировки, не облагаются налогами не только суточные в размере 700 руб., но и другие подтвержденные расходы, в то время как водители грузового транспорта ограничены суммой в 700 руб. в сутки «за все», включая плату за съем помещения. Правовая неопределенность заключается в том, что размер необлагаемых налогом суточных для водителей в 700 руб. был рассчитан Минфином на основании цен 2007 г., с тех пор показатель не менялся, в то время как расходы водителей только на питание составляют 1350–1400 руб. в сутки в среднем.

Что касается конкурентоспособности российского бизнеса, то суточные компенсационные выплаты водителям компаний из Казахстана и Белоруссии превышают российские в несколько раз. Например, казахстанские перевозчики платят водителям эквивалент 4290 руб. за сутки нахождения в командировке внутри страны и 5720 руб. – за границей. Для Белоруссии показатель составляет до 2556 и 12 781 руб. в сутки соответственно.

Представители бизнеса напомнили, что с 1 марта 2025 г. в России вступает в силу закон, который позволит компаниям из ЕАЭС выполнять перевозку грузов между пунктами, расположенными на территории России. Разница в исчислении суточных компенсационных выплат снижает конкурентоспособность отечественных перевозчиков.