Статья опубликована в № 2464 от 14.10.2009 под заголовком: Пенсии посадят бюджет

Пенсионная реформа заведет бюджет в ловушку

Пенсионная реформа заведет бюджет в ловушку: придется либо отказываться от других расходов в пользу социальных, либо снова повышать налоги, посчитал Центр развития ГУ-ВШЭ

Повышение взносов бизнеса в Пенсионный фонд (ПФР) с 20% до 26%, пока отложенное на 2011 г., не освободит федеральный бюджет от высокой пенсионной нагрузки, выяснил Центр развития ГУ-ВШЭ, рассчитав три варианта для 2020 г. (см. таблицу). Все сценарии основаны на среднегодовом росте ВВП и фонда оплаты труда на 4% в 2013–2020 гг., поясняет экономист Центра развития Андрей Черняховский.

Чтобы поддержать реальный рост пенсий, трансферт бюджета ПФР должен быть на уровне 5% ВВП. Это наиболее вероятный сценарий, но поддержание пенсионных обязательств ограничит бюджет в финансировании других расходов и опять встанет вопрос о повышении налогов, делает вывод Черняховский. Если вернуть его к «дореформенному» уровню (1,5% – в 2007 г., 2% – в кризисном 2009-м), то коэффициент замещения (размер средней пенсии по отношению к средней зарплате) резко снизится, а реальный рост пенсий будет нулевым. Если правительство доведет пенсию до 2,5 прожиточного минимума, как обещало до кризиса, трансферт возрастет до 6,5% ВВП.

Расчеты экономистов исходят из того, что все трансферты в ПФР идут на покрытие дефицита его бюджета, а это не так: например, в 2010 г. из 2,5 трлн руб. на покрытие дефицита идет только 1,1 трлн руб., остальное – социальные обязательства государства, говорит представитель ПФР. А дефицит пенсионной системы будет снижаться: в 2011 г. – вдвое до 662 млрд руб. Трансферт из федерального бюджета за 2010–2020 гг. снизится с 5,9% ВВП до 3,9% ВВП. Соотношение трудовой пенсии к прожиточному минимуму в этот период останется на уровне 1,6. «В условиях дальнейшего формирования страховой пенсионной системы дискуссия о повышении нагрузки на бизнес неизбежна в любом случае», – добавляет представитель фонда. Сохранение соотношения пенсий к прожиточному минимуму на уровне 1,6, конечно, приведет к снижению трансферта, согласен Черняховский: «Это совпадает с первым сценарием, в котором коэффициент замещения падает». Реформа не закрывает путь для снижения финансирования ПФР, это политическое решение о том, как тратить ресурсы, добавляет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать