Клиенты «Центринвеста» погорели на офшоре

Офшорные схемы сыграли с клиентами брокера «Центринвест секьюритис» дурную шутку: компания продана другому владельцу, их бумаги – в непонятных офшорах, а претензии предъявлять особенно некому

Осенью 2008 г. Глеб Фетисов продал ООО «Центринвест секьюритис» (далее – «Центринвест») китайскому предпринимателю Цзинь Гуйхаю. А 9 сентября текущего года ФСФР сообщила об аннулировании брокерской и дилерской лицензий компании. Несколько ее клиентов рассказали «Ведомостям», что уже много месяцев не могут добиться от бывшего брокера возврата ценных бумаг и денег (по данным НРА, в I квартале 2009 г. «Центринвест» с оборотом 649 млн руб. занимал 71-е место среди российских инвесткомпаний).

«Мы были клиентами «Центринвеста» с конца 90-х гг., а осенью 2008 г. нам просто отказались вернуть бумаги. После сделки по продаже компании ее сотрудники Илья Гусельников, Владимир Ермолаев и другие сначала ссылались на временные трудности, связанные со сменой владельца, а потом стали говорить, что наших активов нет и к ним это все не имеет отношения. При этом они готовы признать долг и реструктурировать его на долгие годы. Говорят: когда деньги будут, тогда мы их вернем», – рассказывает гендиректор «Фонми и Ко» Олег Сагитуллин. По его словам, по текущим котировкам «застрявшие» акции стоят около $5 млн.

Вернуть их сложно потому, что, по словам Сагитуллина, схема работы была офшорной: клиент «Центринвеста» – Nelvi Trading Limited работала по договорам с клиентом «Фонми» – «Сивалеро лимитед», а теперь «Центринвест» не признает, что Nelvi имела к ней отношение и что-то должна «Сивалеро». Вернуть клиентский долг «Фонми» надеется через третейский суд РТС, однако там, скорее всего, рассмотрят только претензии, касающиеся договоров, которые «Фонми» с «Центринвестом» заключали напрямую.

Руководитель немецкой Kremlin AG Аксель Поторн оценивает долг «Центринвеста» перед его компанией в $1,1 млн. Ему тоже предлагали реструктуризацию: «Адвокат Nailsbridge, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, связался с нашими адвокатами и сказал, что наши акции у них, но они банкроты или что-то вроде этого. Они предложили нам договориться о том, что они вернут нам акции года через три. Возможно, это реальное предложение реструктуризации, а может, они хотели просто выиграть время, чтобы окончательно исчезнуть». «Мы пока думаем, у нас мало информации, и пока я, честно говоря, не понимаю, что мы можем требовать с Nailsbridge, если с ними никакого договора у нас нет, и я вообще не понимаю, как наши бумаги туда попали, при том что с 2006 г. они были в компании Antix, зарегистрированной на Сейшельских островах», – говорит Поторн.

Похожую историю рассказал частный клиент «Центринвеста» Владимир, попросивший его фамилию не упоминать.

Представитель ФСФР подтвердил, что в службу поступали жалобы от клиентов «Центринвеста», в том числе иностранных. «Всем пожаловавшимся ответили, что сложившаяся ситуация противоречит нормам российского законодательства и действия руководства «Центринвеста» могут носить противоправный характер в части использования средств третьих лиц в собственных интересах.

ФСФР направила информацию об этом в Генеральную прокуратуру», – сообщила служба. Запрос «Ведомостей» в Генпрокуратуру, направленный вчера днем, пока остался без ответа.

ФСФР проводила в «Центринвесте» проверку по жалобе Kremlin AG, которая нарушений не выявила и подтвердила, что Kremlin AG никогда не являлась клиентом «Центринвеста», сообщил «Ведомостям» гендиректор «Центринвеста» Юрий Субботин. От «Фонми» компания получила официальную претензию на сумму около 14 млн руб., на данном этапе предпринимаются действия по досудебному урегулированию, сообщил Субботин, о претензиях «Фонми» на $5 млн ему ничего не известно. «По вопросу об офшорах могу сказать одно: «Центринвест» не имел и не имеет дочерних компаний ни в РФ, ни за рубежом», – говорится в его комментарии. По словам Субботина, компания решила сдать лицензии из-за увеличения требований к минимальному капиталу профучастников. «Брокерская лицензия была принята ФСФР без замечаний, что является подтверждением отсутствия долгов перед клиентами», – утверждает он. То же самое про отсутствие претензий ФСФР говорит и Гусельников.

Гуйхай вчера отказался разговаривать с «Ведомостями», попросив перезвонить на следующий день. Запрос в приемную Фетисова остался без ответа.

«Услуги юристов уже обошлись нам в 40 000 евро, но до сих пор мы добились лишь ответа от ФСФР, в котором они пишут, что ничем не могут нам помочь, потому что у нас был договор не непосредственно с «Центринвестом», а с офшором. Юристы говорят, что обращаться в российский суд смысла нет, хотя в договоре у нас было прописано, что все споры должны разбираться там», – сетует Поторн.

«Схема работы через офшорные компании выстроена таким образом, что в любой момент брокер может присвоить себе все клиентские активы. Вернуть их законными процедурами клиент не имеет практически никакой возможности. Вся схема основана на доверии», – жалуется Сагитуллин.