Только прямой ущерб от засухи может составить 0,8% ВВП

Второе полугодие началось спадом экономики, признал замминистра экономического развития Андрей Клепач. Прямой ущерб от засухи министерство оценивает в 0,4–0,8% ВВП

Потенциал для всплеска инвестиций в конце года действительно есть, если реализуют свои проекты монополии: они могут обеспечить до 7% роста капвложений, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. А вот частный бизнес будет ориентироваться на то, что происходит в мире, уверен Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: при продолжении стагнации в США и еврозоне, замедлении роста в Китае вряд ли стоит ждать ускорения инвестактивности в России, и тогда рост экономики по году может действительно не превысить 3,5–4%.

В июле восстановительный рост экономики сменился спадом – на 0,3% к июню (сезонность устранена). В сравнении с июлем-2009 рост составил лишь 2,5%. В развитии экономики произошла пауза, описал ситуацию Клепач.

Аномальная жара ударила не только по сельскому хозяйству (-3,3% к июню со снятой сезонностью), говорится в мониторинге Минэкономразвития: резко замедлилась инвестиционная активность (-2%), сократились обрабатывающее производство (-1,2%) и строительство (-1,6%), а из-за снижения спроса на труд со стороны этих отраслей возобновился рост безработицы.

Ущерб от засухи можно оценить минимум в 0,4–0,5 п. п. ВВП, а возможно, и выше – 0,7–0,8 п. п., сообщил Клепач: «Это только прямой эффект».

Уточнить оценку можно будет только в ноябре, когда завершится сбор урожая и станет понятно, как пройдет сев озимых, – засуха влияет и на урожай будущего года, сказал замминистра. По итогам года экономика могла вырасти на 4,4–4,7%, такая вероятность была большой, продолжил замминистра, но теперь таких темпов министерство не ожидает. Из-за засухи и снижения инвестиционного спроса рост экономики может замедлиться до 3,6–3,8%, заявил Клепач, но свой официальный прогноз роста на 4% в 2010 г. ведомство пока не меняет: «Мы все равно исходим из того, что будет оживление и рост составит порядка 4%». За январь – июль ВВП вырос на 3,8%.

Помимо засухи экономику тормозит замедление экспорта – в июле он почти не вырос. Одновременно замедляется и импорт. Причина – замедление как инвестиционной, так и потребительской активности: темпы роста розничного оборота в июле замедлились до 0,7% против 1,2% в I квартале и 1,4% во втором. «Плохо покупаете», – в шутку попенял журналистам Клепач, признав, что роста своей личной потребительской активности он тоже не заметил.

В сентябре экономика начнет оживать, надеется Клепач на восстановление инвестиций и промышленного выпуска. Обычно итоги инвестпрограмм фиксируются в конце года, а у нефтяников, энергетиков были большие планы, на последний квартал приходится и существенная часть госинвестиций, ожидает замминистра: «Поэтому слабые результаты семи месяцев не означают, что у нас не будет существенного всплеска инвестиций [в последние месяцы года]». Рост промышленности за год составит 7,6% (9,6% – за январь – июль), ожидает Клепач. Прежний прогноз – 2,7% – основывался на старой методологии Росстата, которая в мае была пересмотрена.

Последствия жары повлияют на весь III квартал, полагает Александр Морозов из HSBC: «Скорее всего экономика будет в стагнации». Из-за этого и годовой результат будет скромен – 3%-ный рост, если не будет нового спада мировой экономики и падения цен на энергоносители. Инвестиционную активность тормозят банковские балансы, переполненные проблемными активами, говорит он: при нормализации балансов ускорится кредитование и экономика выйдет на 5%-ную траекторию роста.

Все цифры сейчас условны, так как к сентябрю Росстат пересчитает ВВП, что, не исключено, добавит экономике роста, говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Цифры по инвестициям трудно объяснить – за январь – июль рост был таким же, как за январь – июнь (1,3%), несмотря на июльское падение, указывает он: «Данные не бьются». С другой стороны, в июле традиционно всегда было снижение инвестиций примерно на 11% к июню (номинально), а в этом году – на 9%, что может означать возвращение «к нормальной сезонной волне», полагает Гавриленков. В июле и августе пауза, безусловно, была, но преувеличивать ее не стоит, уверен он: «Пауза – это не перелом тренда, нелепо говорить, что погода разрушила экономику».