Дмитрий Рыболовлев купил долю в банке, где лежит треть российских денег

Бывший владелец «Уралкалия», миллиардер Дмитрий Рыболовлев купил 9,7% крупнейшего кипрского банка – Bank of Cyprus и стал его крупнейшим акционером. Вряд ли Рыболовлева увлекло банковское дело, скорее это способ сохранить деньги – своего рода «кипрский депозит», рассуждают эксперты

Bank of Cyprus

капитализация – 3,05 млрд евро. финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2010 г.): активы – 43,2 млрд евро, капитал – 2,5 млрд евро, прибыль – 157,4 млн евро.

Odella Resources, принадлежащая кипрскому трасту Дмитрия Рыболовлева и двух его дочерей, приобрела 7,57% Bank of Cyprus (BC, 45,7 млн акций), сообщил банк. Большая часть – 45,3 млн акций – была куплена у пенсионных фондов сотрудников банка по цене 4,9 евро за штуку, еще 0,4 млн акций – на биржах. Общая сумма сделки составила 223,7 млн евро. Пенсионным фондам BC пришлось избавляться от акций из-за новых требований законодательства, согласно которым фонды сотрудников не могут владеть более чем 5% акций «своей» компании, сообщает Reuters.

В итоге доля Odella в банке составляет 9,7% (еще 2,1% она собрала в последние месяцы, говорит сотрудник IR-департамента банка Константинос Питалис). Сейчас BC проводит допэмиссию в пользу существующих акционеров, и Odella согласилась купить у пенсионных фондов права на покупку 8,4 млн новых акций. Если это соглашение будет исполнено, ее доля после допэмиссии составит 8,9%. Траст Рыболовлева стал крупнейшим акционером ВС, следующий по размеру пакет – у BlackRock Investment Management (1,5%).

С Рыболовлевым связаться не удалось. «ВС – интересный актив, – говорит его знакомый. – Дмитрий знает Кипр, у него есть другие компании на Кипре – в частности, Madura Holding, владеющая 10% акций «Уралкалия».

На начало 2010 г. у BC было 569 подразделений на Кипре, Украине, в России, Греции, Румынии, Австралии, Великобритании, Канаде и Южной Африке. В России группа ВС осенью 2008 г. приобрела 80% «Юниаструм банка». «Вероятно, партнерские отношения с ВС у Рыболовлева сложились давно, поэтому он и стал акционером, когда появились свободные деньги, – рассуждает директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. – Лучшая параллель для ВС – Сбербанк, ВС – доминирующий игрок на своем рынке. В 2009 г. в кипрских банках было около $60–80 млрд российского происхождения, треть из них находится в ВС».

Председатель совета директоров «Юниаструм банка» Георгий Писков и президент Гагик Закарян уверяют, что не знакомы с Рыболовлевым и им ничего не было известно о сделке заранее. «Но я очень рад появлению соотечественника в числе акционеров банка», – говорит Писков.

Доля в ВС досталась Рыболовлеву на выгодных условиях – за 1,2 капитала, в то время как банки развивающихся стран торгуются за 1,5–2 капитала, говорит аналитик Банка Москвы Егор Федоров. Вряд ли Рыболовлев планирует инвестировать вдолгую, полагает Федоров: «Он привык к реальным активам, к рентабельности под 50%. Думаю, для него эта сделка – своего рода «кипрский депозит».