Нефть дорожает из-за Ливии

Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт увеличили добычу, чтобы компенсировать потерю 1,6 млн баррелей в день ливийской нефти, которая еще долго не вернется на рынок.
Bloomberg

Цены на нефть подскочили на торгах в понедельник после того, как западные страны провели в выходные бомбардировки объектов инфраструктуры в Ливии — средств ПВО, аэродромов, авиабаз, топливных складов. В ответ лидер страны полковник Муамар Каддафи пообещал вести с ними «длительную войну».

Трейдеры опасаются, что ливийская нефть еще долго не вернется на рынок. На утренних торгах в Лондоне цена апрельского фьючерса на нефть марки Brent подскочила на $2 до $116,9 за баррель приблизившись к максимальному за последние 2,5 года уровню в $120, которого она достигла в конце февраля. В Нью-Йорке нефть WTI подорожала до $103,19. Затем в ходе торгов котировки несколько снизились – до $115,85 и $102,93 соответственно.

Росту цен способствует и обострение внутренней обстановки в Бахрейне, Йемене и Сирии.

«Длительный, затяжной конфликт представляется сегодня весьма вероятным», – цитирует Financial Times Мохаммеда Эль-Катири, аналитика консалтинговой компании Eurasia Group. По его словам, ни один из основных сценариев дальнейшего развития событий не предполагает «скорого восстановления ливийского экспорта». Еще до начала бомбардировок Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило, что ливийская нефть не будет поступать на рынок «в течение значительного времени», которое оно оценивает в «месяцы, а не недели».

До кризиса Ливия добывала 1,58 млн баррелей нефти в день, а у стран ОПЕК свободные мощности составляли 4,7 млн баррелей в день – в отличие от ситуации в первом полугодии 2008 г., когда из-за роста мировой экономики у ОПЕК практически не осталось свободных мощностей и она не могла ответить на рост цен до почти $150 увеличением добычи.

С разрастанием ближневосточного кризиса ведущие нефтедобывающие страны региона уже стали наращивать добычу, хотя официально ОПЕК не объявляла об увеличении квот. По данным МЭА, Саудовская Аравия в декабре добывала 8,5 млн баррелей в день, а в феврале средний объем добычи составил 8,9 млн, причем в конце месяца — 9,1 млн. В ОАЭ февральский объем был 2,5 млн, что на 100 000 баррелей в день больше, чем двумя месяцами ранее. Кувейт за тот же период также нарастил добычу на 100 000 баррелей в день до 2,4 млн.

По оценке Майкла Уиттнера, начальника отдела анализа нефтяного рынка Societe Generale в Нью-Йорке, перспектива длительной нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке может привести к росту цены до $125. Оценка Лоуренса Иглза из JPMorgan Chase – $120.

«Уже с ценой в $100 мы на опасной территории, — говорил в феврале «Ведомостям» профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. — Уровень в $140, не говоря уж о $200, сильно отразится на спросе, окажет негативное влияние на экономический рост в развитых экономиках, скажется и на развивающихся, мир войдет в новую рецессию — и цена нефти резко упадет».