Центробанк работает над ошибками

Столкнувшись с разрухой в Банке Москвы, ЦБ сделал выводы. Для всех кредитов, выдаваемых офшорам, он хочет установить норму резервирования 50%

Ужесточение норм резервирования по офшорным кредитам может быть вызвано проблемами, выявленными в Банке Москвы, полагает зампред правления банка «Открытие» Алексей Гонус. На офшорные компании, аффилированные с бывшими топ-менеджерами, в Банке Москвы было выдано около 150 млрд руб. кредитов, эти потери банку сейчас придется резервировать в полном объеме. Кроме того, через офшоры выдана и часть рыночных кредитов банка. Руководство ВТБ, по мере того как обнаруживало истинные размеры дыры в Банке Москвы, неоднократно жаловалось на пробелы в законодательстве по банковскому надзору, которые, в частности, дали возможность прежним акционерам Банка Москвы активно работать с офшорными компаниями.

Через офшоры кредитуются не только аффилированные с банком компании. Ряду рыночных заемщиков – торговым компаниям, которые специализируются на импорте, или компаниям, занимающимся проектным финансированием, удобнее кредитоваться через офшор: у них финансовые потоки завязаны на внешние рынки, говорит первый вице-президент Промсвязьбанка Александра Волченко. Кто-то предпочитает работать через трасты или холдинговые компании «для безопасности собственного бизнеса», говорит она. У Промсвязьбанка достаточность капитала – менее 11%, поэтому новые требования по резервированию могут оказаться для него чувствительными. Понуждать клиентов кредитоваться через российские компании Волченко считает неправильным: «Банк должен реагировать на потребности клиента, а не заставлять его менять юрисдикцию и форму работы».

Крупные заемщики от ужесточения мер ЦБ не пострадают. «Полюс золото» в ближайшие дни получит прописку на о. Джерси (входит в первую группу офшоров в списке ЦБ). Но проблем в связи с инициативой ЦБ гендиректор «Полюса» Герман Пихоя не видит. Привлекая кредиты в российских банках, компания использует ЗАО «Полюс» в качестве заемщика или гаранта по обязательствам, это структура с хорошими активами, которая может привлечь значительную сумму на выгодных условиях, объясняет Пихоя. Для «Вымпелкома» ситуация не изменится: он и сейчас оформляет кредиты в российских банках на ОАО «Вымпелком», говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. В розничной и пищевой отраслях занимать на офшоры вообще не принято – таким образом кредитуются экспортеры и импортеры сельхозпродуктов, объясняет председатель правления Руспродсоюза Максим Протасов.

Не только офшоры

... Проект указания ЦБ предусматривает, что норма резервирования возрастет также по кредитам, выданным компаниям, не осуществляющим реальной деятельности либо осуществляющим ее в объемах, не сопоставимых с размером ссуд. Такие кредиты должны будут резервироваться не менее чем на 35%.

Не только по паспорту

Офшорная юрисдикция – лишь один из критериев для резервирования. Банк также обязан учитывать экономику заемщика, наличие обеспечения и т. п. К июню на стандаpтные ссуды приходилось 48,8% всех кредитов, сомнительные – 32%, проблемные – 2,9% и безнадежные – 5,1%.

Банк России намерен ужесточить нормы резервирования по кредитам, выданным компаниям – резидентам офшоров. Это предусмотрено проектом указания ЦБ, опубликованным на его сайте. Документ предусматривает, что банки должны резервировать все кредиты, выданные компаниям из офшорных зон, по ставке 50%.

Сейчас размер резервов под кредиты, выданные офшорам, зависит от того, где именно зарегистрирован заемщик. В зависимости от того, насколько высоки требования к раскрытию компаниями финансовой отчетности и насколько строго контролируют выполнение этих требований местные власти, офшоры поделены на три группы. Первая, к которой относятся такие офшоры, как Кипр, остров Мэн, Ирландия, считается самой прозрачной – по кредитам заемщикам этой группы норма резервов сейчас 0%, по офшорам второй группы – 25%, а по третьей – Лихтенштейн, Маршалловы острова, где контроль со стороны властей слабый – 50%.

На этой неделе первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян сообщил, что ЦБ изучил ситуацию в Банке Москвы и готовит законодательные предложения: «Анализируем то, что нужно сделать, чтобы такие вещи не повторялись. Уже заложили реализацию некоторых идей, которые будем предпринимать и предлагать в закон» (цитата по «Интерфаксу»).

У ЦБ нет информации о том, сколько именно кредитов российские банки выдали офшорным заемщикам и какие создали по ним резервы: в формах отчетности, которые сдают банки регулятору, такая графа просто не предусмотрена, говорит главный бухгалтер банка «Авангард» Владимир Андреев. Но это не значит, что ЦБ совсем не следит за офшорными кредитами. «Регулятор может запросить такую информацию в ходе проверки того или иного банка, и, если эта доля покажется регулятору высокой или недостаточно зарезервированной, он может вынести предписание о снижении объема таких кредитов или потребовать дорезервирования», – рассказывает Андреев. В результате «если под хорошо обслуживаемый кредит резидента банк резервирует 1%, то по кредиту такого же качества, но выданному нерезиденту, резерв составляет 21%», приводит пример Гонус. Именно поэтому, говорит он, доля кредитов, выданных на офшоры, в целом по банковскому сектору составляет сейчас около 10%, но в кэптивных банках, кредитующих бизнес акционеров, эта доля в 1,5–2 раза выше.

Если банки обяжут на 50% резервировать все кредиты офшорам, то у ряда игроков существенно увеличится давление на капитал, признают банкиры. Причем запас прочности по капиталу у банков не так уж высок – у половины банков из топ-30 достаточность капитала ниже 13% (при минимально допустимом 10%), предупредил неделю назад директор департамента ЦБ Михаил Сухов.

«Цель таких мер понятна – регулятор хочет, чтобы банки не кредитовали через офшоры», – говорит Андреев. «Банки будут вынуждены либо снижать объемы кредитования заемщикам из офшоров, либо повышать ставки по таким кредитам, чтобы компенсировать возросшие расходы на их резервирование», – полагает Гонус. Ставки для офшоров могут вырасти на 2–4%, считает он.