Россия выпустит инфраструктурные гособлигации на радость РЖД

Президент Дмитрий Медведев услышал президента РЖД Владимира Якунина, который просил разрешить компаниям выпускать инфраструктурные облигации под госгарантии. К апрелю правительство должно подготовить механизм помощи
Д.Гришкин

Медведев поручил правительству к 1 апреля разработать механизм использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ) для «обеспечения долгосрочного финансирования инвестиционных проектов, в том числе развития транспортной инфраструктуры» (копия поручения есть у «Ведомостей»). Одновременно президент потребовал усовершенствовать механизмы госгарантий.

Три последних года объем ФНБ почти не меняется – более 2,7 трлн руб. Законодательство запрещает финансировать за счет средств ФНБ инвестпроекты, объясняет чиновник Минфина. Они могут быть использованы для софинансирования пенсионных накоплений и покрытия дефицита Пенсионного фонда. В кризис было принято решение, что до 2014 г. деньги ФНБ можно использовать для сокращения долгов и обеспечения сбалансированности бюджета.

В бюджете на ближайшую трехлетку инфраструктура финансируется в недостаточном объеме, из-за кризиса 2008–2009 гг. пришлось отложить многие дорогостоящие транспортные проекты, вздыхает чиновник Минэкономразвития. В транспортной стратегии инвестиции в отрасль до 2030 г. оценивались в 5% ВВП, но в бюджете до 2014 г. эти расходы не превышают 2–2,2% ВВП, говорит он. В Китае, приводит пример собеседник «Ведомостей», на развитие транспортной инфраструктуры тратится 6% ВВП. В лучшем случае новая волна инфраструктурных инвестиций возможна с 2015–2020 гг., полагает он: «Надо искать новые возможности при ограниченном бюджетном ресурсе». Президент предлагает одну из них, поясняет чиновник Минэкономразвития: разработать механизм госгарантий под длинные инфраструктурные проекты, используя средства ФНБ. Крупные инфраструктурные компании могли бы выпускать облигации, обеспеченные госгарантиями, описывает он механизм.

Идею активно лоббировал президент РЖД Владимир Якунин. Компании остро не хватает долгосрочных ресурсов, говорил он: инфраструктурные облигации под госгарантии мог бы выкупать Пенсионный фонд. На деньги, полученные от облигаций, РЖД могла бы начать масштабные проекты, объяснял Якунин.

В Минфине поручение видели, говорит другой сотрудник ведомства: «Но против похожей идеи мы выступали ранее». Облигации под госгарантии – просто еще один тип гособлигаций, добавляет он, по сути, это увеличение расходов и дефицита бюджета.

На инфраструктурные проекты можно привлекать деньги, используя и действующее законодательство, говорил ранее замминистра финансов Александр Новак: например, за счет госгарантий для проектов. Если компания подготовила проект стоимостью свыше 5 млрд руб. и готова вложить не менее 15% собственных средств, она может получить госгарантии на 50% необходимых инвестиций, объяснял Новак: это поможет снизить процентную ставку и инвестиционные риски. Под госгарантии до 2015 г. РЖД сможет привлечь до 400 млрд руб., подсчитал Новак, а всего в течение 3–4 лет компания способна увеличить долговую нагрузку до 700 млрд руб.

Нецелесообразно размещать средства ФНБ в такие малоликвидные активы, как долгосрочные инвестпроекты, добавляет чиновник Минфина: «Массовые госгарантии по облегченной процедуре – путь назад, в псевдосоциализм». Делать из ФНБ новый инвестфонд неразумно, соглашается сотрудник аппарата правительства: «Тот был и сдулся, ФНБ надо беречь». В 2007 г. бюджет инвестфонда составлял 265 млрд руб., но в кризисный 2008 год финансирование сильно сократилось и с тех пор остается на уровне 65 млрд руб. в год.

Использовать деньги ФНБ для развития инфраструктуры – не самая плохая идея, но сейчас неподходящее время, считает партнер ФБК Игорь Николаев: «Уже идет погружение во вторую волну кризиса, меняется модель экономики, возникают большие риски для пенсионной системы».