Лишь реформы в стране признали в Центробанке защитой от кризисов

России надо привыкать к «новой нормальности» – периодическим кризисам на мировых рынках, признал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Защититься привычными методами власти уже не удастся – только реформами
А.Махонин

Риски замедления роста экономики России усилились, признал Улюкаев на Гайдаровской конференции. Не стоит говорить о кризисе или рецессии, убежден он: снижение темпов роста как в развитых, так и в развивающихся странах – «это новая нормальность, в том смысле, что это очень надолго». Мировая экономика больше никогда не будет расти выше чем на 5% в год, товарные и денежные рынки будут волатильны, периодически будут всплески, которые могут называть кризисами, заявил первый зампред ЦБ.

Сценарий существенного «охлаждения» мира на много лет реалистичен, согласен с Улюкаевым экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Если только не сформируется новый технологический уклад, добавляет Миронов: «Но он должен быть профинансирован, так что, пока финансовые рынки не устаканятся, трудно ждать роста мировой экономики». Экономика России продолжит замедляться: при сохранении нынешних цен на нефть предел ее роста – 3,5%, считает Тихомиров. В 2012 г. при умеренной рецессии в Европе, слабом росте в США и замедлении роста в Китае российская экономика вырастет лишь на 2,3%, показывает индикатор «Ренкап-РЭШ». Миронов ожидает торможения до 1,5–2%.

В этой новой реальности традиционные монетарные, фискальные, бюджетные способы стимулирования экономики не работают, добавил он: «Ситуация становится сложнее, а возможностей отвечать становится меньше <...> не надо предаваться иллюзии, что государство способно вмешаться и принципиально изменить ситуацию» (цитаты по «Интерфаксу»).

В предыдущие 10 лет расходы бюджета выросли вчетверо (в реальном выражении), в следующие 10 лет они вырастут процентов на 10, сравнил бывший все это время министром финансов Алексей Кудрин: «Это большой вызов – как в рамках тех же расходных обязательств решить все проблемы».

Он согласен с Улюкаевым, что следующий год будет сложнее, чем ожидалось, но как и когда Россия ощутит влияние мировых событий, сказать сложно: может быть, и в 2013 г. Кризис не привел к перестройке управления экономикой, а систему стратегического планирования окончательно разрушили, отметил Кудрин.

Владимиру Путину, который вчера заявил, что экс-министр по-прежнему в его команде, Кудрин пожелал реформ: «Я хотел бы, чтобы Путин предложил какие-то новые подходы, поскольку программа «Единой России» на предыдущих выборах не решала проблему вызовов», стоящих перед страной.

Россия почувствует замедление роста мировой экономики уже в первой половине 2012 г., предупреждают экономисты «Ренессанс капитала» и РЭШ: предложение товаров уже снижается, а спрос последует за ним в I квартале.

На показатели I квартала повлияет и рост политической нестабильности, продолжают авторы мониторинга.

Вышедшие вчера данные Росстата о промышленном производстве в целом выглядят стабильно, но подтверждают растущие риски, считает экономист HSBC Александр Морозов: индикаторы динамики индустрии – металлургия и автопром снижают темпы выпуска. Сглаженные с учетом сезонности данные Росстата говорят о явном переходе к стагнации, говорит заместитель гендиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов.

По оценке Росстата, рост выпуска со снятой сезонностью в ноябре составил 0,1% против 0,8% в октябре. С ежемесячных средних темпов в 0,4% в первом полугодии промышленность перешла к нулевым, говорит Миронов: «Особенно показательна обрабатывающая промышленность, это 2/3 индустрии, – нулевой рост в ноябре против 1,1% в октябре». По расчетам ЦМАКП, рост в ноябре был 0,3% – рост есть, хоть и неустойчивый, говорит эксперт ЦМАКП Владимир Сальников: «Замедление III квартала сменилось медленным ростом в четвертом – говорить о стагнации не приходится». За 11 месяцев промпроизводство выросло на 5% (8,4% за январь – ноябрь 2010 г.).

Тормозит не только предложение, но и спрос. После всплеска потребительской активности в начале осени россияне переходят к экономии: в ноябре их расходы выросли к октябрю на 2% – это минимальный показатель за последние три года (6% в ноябре 2010 г., 5% в ноябре 2009 г.), выяснил «Ромир». Ажиотажный спрос августа – октября, когда доля направляемого на покупки дохода побила 10-летний рекорд, мог быть связан с предкризисными ожиданиями – на фоне проблем с евро и долларом население не знает, в чем хранить сбережения, и ринулось покупать товары, рассуждает Миронов.

Внешний спрос остается вялым, а внутреннему расти не на чем, говорит Тихомиров. Банки не хотят наращивать риски, да и сами компании не спешат занимать с учетом пессимистичных прогнозов, предпочитая формировать собственные «стабфонды». За 11 месяцев отток капитала составил $74 млрд, заявил Улюкаев. Бюджет, который балансируется при цене нефти $100/барр., не имеет ресурсов для поддержки роста инвестиций и потребления. «Будем производить все меньше, значит, все меньше собирать налогов, что на фоне резкого роста нагрузки на бюджет – сокращения работающего населения и роста числа пенсионеров – ведет в тупик: инфлировать обязательства либо секвестировать», – говорит Тихомиров. Это перспектива ближайших лет, поэтому реформы неизбежны, убежден Тихомиров: «Этот тупик видит не только Кудрин».