Эмитенты евробондов могут пока не опасаться доначисления налогов по купонам

Эмитенты евробондов могут пока не опасаться доначисления налогов по купонным платежам. Минфин обещает до конца недели придумать, как решить законодательную проблему, а «Транснефть» заявляет, что потенциальные претензии могут вырасти в несколько раз
Д.Гришкин/ Ведомости

Пока не появится решение правительства об изменении законодательства [в части налогообложения купонных платежей по еврооблигациям], никаких решений по проверкам этих платежей выноситься не будет», – сказал «Ведомостям» руководитель ФНС Михаил Мишустин.

30 декабря замминистра финансов Сергей Шаталов написал письмо (на запрос ФНС) о налогах с купонных выплат по евробондам. Выпуски размещаются через SPV-компании в юрисдикциях, выплата процентов в которые освобождена от налогов соглашениями об избежании двойного налогообложения, говорится в письме. Деньги от продажи бумаг размещаются на депозитах в российских банках, а доход по ним SPV распределяет между держателями облигаций. Поскольку SPV не являются конечным получателем процентных доходов, то с платежей в их адрес можно взимать налог (до 20%. – «Ведомости»), указал Шаталов. Удержать налог должен агент – российская компания, иначе ей грозит штраф в 20% от недоимки.

В конце января Минфин пообещал внести изменения в закон, как минимум частично освободив эмитентов от обязанностей агента с 2012 г., а за прошлые периоды гарантировал беспроцентную рассрочку по долгу. Шаталов вчера не исключил, что Минфин согласится «полностью или частично» не доначислять налог за прошлые периоды. Он рассчитывает, что решение будет принято до конца недели (цитаты по «Интерфаксу»).

Вчера же представитель «Транснефти» заявил, что ФНС потенциально может в разы увеличить претензии к эмитентам евробондов. Как он пояснил «Ведомостям», во многих договорах предусмотрено условие gross-up: при изменении налогового режима заемщик должен увеличить размер платежей в пользу SPV, чтобы «чистая» сумма выплат осталась прежней. Налоговики же, по его словам, трактовали оговорку как подтверждение, будто компанией налог был удержан, но не перечислен. Тогда с агента можно взыскать не только штраф, но и недоимку.

В «Транснефти» пока не было проверки, говорит источник, близкий к компании, но «нам дали понять, что эти суммы могут быть доначислены». По словам сотрудника налоговых органов, речь идет о проекте акта проверки (промежуточный документ). Мишустин говорит, что «не понимает, зачем представитель «Транснефти» раздувает проблему, когда еще даже не видел решения инспекции». По словам замруководителя ФНС Даниила Егорова, описанный «Транснефтью» подход лишь один из возможных, суть и объем претензий к компании он не комментирует. По его словам, предложенный в письме Минфина подход распространен в мире: компания не может пользоваться благами соглашений, если выполняет технические функции и не распоряжается полученным доходом, как следствие на такие выплаты подлежат налогообложению по Налоговому кодексу.