Финансы
Бесплатный
Ольга Кувшинова
Статья опубликована в № 3074 от 04.04.2012 под заголовком: Спор модернизаторов

Как модернизировать российскую экономику

Модернизировать экономику быстро и решительно или помочь ей постепенно модернизироваться самостоятельно – об этом незаметно поспорили на конференции Высшей школы экономики министры Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов

Перед экономикой стоит задача перехода на новую – несырьевую – модель роста, открыла конференцию Эльвира Набиуллина. Без нефтяного допинга рост российской экономики замедлится до 2–3% в год, считает она, и это может произойти достаточно быстро: добыча нефти в ближайшие 20 лет будет стагнировать, а цены на нефть, находящиеся сейчас на циклическом пике, начнут снижаться уже в этом году (см. врез). С сокращением нефтедоходов внешнеторговое сальдо может стать отрицательным уже в 2014 г., указала Набиуллина: нужно приложить максимум усилий, чтобы нарастить несырьевой экспорт и повысить привлекательность экономики для инвестиций.

Если удастся модернизировать экономику и перейти от сырьевой структуры к инновационной, то темпы роста возможно поддерживать на уровне 4,4%, рассчитывает министр. Для этого она предложила подумать о снижении налоговой нагрузки на труд и попросила правительство не руководствоваться в экономической политике только «бюджетным маневром». Государству стоит поддержать структурную перестройку, в том числе вложением части средств фонда нацблагосостояния в стратегические проекты внутри страны и за рубежом, сказала Набиуллина: «Там, где это приносит нам необходимые технологические компетенции».

У бюджета 80% расходов – обязательства, не платить по которым нельзя, заметил министр финансов Антон Силуанов: считать, что дополнительное накачивание деньгами неэффективных секторов сделает их эффективными, неправильно. На недавнем road-show суверенных евробондов, рассказал он, инвесторы спрашивали: «А почему у вас такой высокий ненефтегазовый дефицит и когда он сократится до докризисного уровня?» С докризисных 2–3% ВВП дефицит без учета нефтегазовых доходов вырос до 13%, в 2011 г. составил около 10% ВВП. Министр, по его словам, перед инвесторами «не кривил душой»: в ближайшие годы такого сокращения не получится, ведь для этого надо снизить расходы на 4% ВВП, или примерно на 20%, что вряд ли возможно.

Нужно найти оптимальный уровень расходов – чтобы и не наращивать, и не зажимать, считает Силуанов. Именно этому должно служить предлагаемое Минфином бюджетное правило – формирование бюджета исходя из средней за 10 лет цены на нефть. Что касается маневра с «чистым» ростом расходов на 2% ВВП (рост расходов на человеческий капитал на 4% ВВП при сокращении неэффективных трат на 2% ВВП), то это несколько завышенные цифры, заметил Силуанов, напомнив, что в предложениях Владимира Путина содержится рост на 1,5% ВВП. Резервы оптимизации расходов, по его словам, в первую очередь нужно искать в бюджетной сфере, в здравоохранении и образовании.

Для посвященных понятно, что за этим столом только что произошла стычка, прокомментировал сдержанные выступления министров их бывший начальник Алексей Кудрин: бюджет может служить катализатором экономики, а может быть источником шока – если цены на нефть, при высоких расходах, опять упадут. Роль резервного фонда не только в формировании «подушки безопасности», но и в поддержке макроэкономического равновесия, заметил он: а избыток нефтедолларов приводит либо к укреплению рубля, либо к высокой инфляции. За 10 лет реальный курс укрепился на 90% – другие страны с подобным масштабом укрепления Кудрину неизвестны.

Тратить бюджетные средства на строительство заводов – быстрее и проще, чем управлять курсом, инфляцией, процентными ставками, заключил Кудрин: т. е. фундаментальными факторами, обеспечивающими привлекательность вложений в экономику. Это развилка, подчеркнул он, и выбор пути предстоит сделать новому правительству.

Авторитарная модернизация – «модернизация сверху» – обеспечила России восстановительный рост после кризиса 1998 г. и исчерпала себя в 2003 г., считает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. В дальнейшем «силовой подход» к модернизации приведет лишь к затуханию темпов роста до 1–2%, прогнозирует он: «модернизация сверху» приводит к искажению рынка и конкуренции – государство поддерживает компании, на которые опирается. Задача государства – формировать условия для свободной конкуренции, тогда бизнес модернизирует экономику сам, указал Ясин: этот путь, конечно, не быстрый, но эффективный.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more