Экономическая активность снижается второй месяц подряд

Экономическая активность снижается второй месяц подряд, фиксирует Минэкономразвития. Выпуск в базовых отраслях падает с декабря, однако параллелей с осенью 2008 г., когда начинался кризис, эксперты не видят
Д.Новожилов/ Ведомости

По оценкам Минэкономразвития, сезонно скорректированный ВВП в апреле снизился на 0,1% – так же, как и в марте (к предыдущим месяцам). В феврале был рост, в январе – снижение. В годовом сравнении рост ВВП в апреле замедлился до 3,7 с 3,9% в марте и 4,9% за I квартал.

Снижение в апреле обусловлено спадом промышленности и инвестиций, говорится в мониторинге Минэкономразвития; мартовское снижение также было вызвано спадом производства, инвестиций и строительства. Тормозит и потребительский спрос: с февраля замедляется рост розницы, в апреле он остановился (к предыдущим месяцам с исключением сезонного фактора).

Индекс интенсивности выпуска базовых отраслей (производство, строительство, грузоперевозки, торговля, сельское хозяйство), который рассчитывает Высшая школа экономики (ВШЭ), с декабря фиксирует расширяющийся спад (с минус 0,2% до минус 0,8% в марте). Подобная картина столь длительного падения за последние 12 лет наблюдалась только в 2008 г.: с августа и до января 2009 г.

Картина похожа, но ситуация разная, считают эксперты. Падение индекса обусловлено в основном спадом в сельском хозяйстве и строительстве (спад в котором в марте расширился до 4,5% – почти в 2,5 раза больше, чем было на пике прошлого кризиса), указывает завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов: и в том и в другом случае это статистический эффект. Сельское хозяйство снижается на фоне базы прошлого урожайного года. Строительство тесно связано с инвестициями, статистика по которым хромает (завершение инвестпроектов компании обычно фиксируют в конце года). Бессонов не видит «веских причин говорить о начале спада». Средние объемы строительства в начале года обычно меньше, чем в среднем за год, согласен с коллегой Владимир Сальников из ЦМАКП. Строители прежних планов не меняют (см. врез). Косвенные показатели – индексы производства базовых стройматериалов и перевозки строительных грузов – падения не показывают, говорит Сальников, более того, в апреле они вышли на посткризисный максимум. По оценкам Минэкономразвития, строительство в апреле выросло в сравнении с мартом на 1,8% – впервые за четыре месяца (за исключением жилых домов, ввод которых, напротив, упал почти на четверть).

В 2008 г. начала «валиться» промышленность, напоминает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ, сейчас можно говорить скорее о «движении в районе нуля». Более того, обрабатывающие секторы, ушедшие осенью 2008 г. в пике, в апреле 2012 г., наоборот, растут. Можно говорить о замедлении, о вялом росте, но не о спаде, настаивает Миронов.

В то же время сейчас из-за вялого спроса промышленность не имеет больших запасов, которые и спровоцировали ее спад в 2008 г. В мае, по данным опросов промышленников, проведенных Институтом Гайдара, прогнозы спроса опустились до 29-месячного минимума, продажи стагнировали. В случае повторения мирового кризиса спад ВВП России будет гораздо меньше, чем в 2009 г., указывало Минэкономразвития (по оценкам Сбербанка и BofA Merrill Lynch – на 2 и 1% соответственно), – отсутствует явный перегрев экономики, а ушедший в относительно свободное плавание рубль смягчит удар. Если придется падать, то не с такой высоты, как в прошлый раз: тенденция затухания экономического роста сомнений не вызывает. Сводный опережающий индекс Центра развития (включает в себя цены на нефть, фондовый индекс и др.) балансирует возле нуля пятый месяц, от падения его удерживают только цены на нефть. Высокие темпы роста ВВП в I квартале, удивившие экспертов, были обеспечены потребительскими расходами, поддержанными ростом кредитования и предвыборными бюджетными тратами. В апреле резко изменилась ситуация на внешних рынках: признаки восстановления мировой экономики развеялись, снова возник «фактор Греции», цены на нефть пошли вниз. Потребительские расходы – локомотив роста в I квартале – стали замедляться, несмотря на крайне благоприятный инфляционный фон. «Обширные признаки неизбежного замедления становятся все более очевидными», – пишут авторы мониторинга «РенКап-РЭШ». По их оценкам, в силу инерции рост ВВП в первом полугодии останется достаточно высоким – 4,6%, а по итогам года замедлится до 3%. Минэкономразвития ожидает роста на 3,4%.