Минфин готовится к кризису и несбалансированному бюджету

В "Основных направлениях бюджетной политики", опубликованных Минфином, впервые напрямую говорится о возможности начала нового кризиса
С.Портер/ Ведомости

Минфин опубликовал «Основные направления бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.». Эти направления должны лечь в основу федерального бюджета на ближайшую трехлетку. В правительстве сейчас почти ежедневно идут совещания по согласованию проекта бюджета. Первый проект бюджета уже был рассмотрен правительством в начале июля.

Впервые в официальном документе напрямую говорится о возможности начала нового кризиса. «Принимается вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы», - говорится в основных направлениях. И дело не только в долговых проблемах Евросоюза, но и в том, что рост мировой экономики замедлится, а значит, сократится и спрос на энергоносители. Это приведет, как прогнозируется в документе, «в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета».

Минфин напоминает, что в динамике цен на энергоносители надо учитывать факторы замедления роста экономик Восточной Азии и рост предложения сланцевой и сверхтяжелой нефти. $80 за баррель Минфин называет прогнозным уровнем цены на нефть в долгосрочной перспективе.

К этому надо готовиться, предупреждает Минфин, - быть осмотрительными. Бюджет должен быть готов к тому, что деньги придется перекидывать по разделам. Может быть, придется перераспределять ресурсы для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей и социальной сферы. Надо быть готовыми сокращать бюджет, если цена на нефть упадет, говорится в материалах.

В ближайшую трехлетку доходы бюджета упадут, фиксирует Минфин. Если в 2011 г. они составили 38,9% ВВП, а в 2012 г. – 38% ВВП, то в 2013 г. они должны стабилизироваться на уровне 36,6%.Нефтяные доходы падают из-за снижения цены нефти, уменьшаются и остальные доходы. Если раньше это падение было связано со снижением федеральной ставки налога на прибыль и отменой единого соцналога, то теперь из-за уменьшения поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на многие экспортные товары (кроме углеводородного сырья). Падение связано с вступлением России в ВТО. В Минэкономразвития посчитали, что прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин могут составить в 2013 г. 188 млрд руб., в 2014 г. – 257 млрд руб.

Но несмотря на такую пессимистическую картину, Минфин фиксирует рост расходов федерального бюджета: и в номинальном, и в реальном выражении. В 2013 г. расходы бюджета увеличатся по сравнению с нынешним годом на 642,2 млрд руб., в 2014 г. — еще на 714,6 млрд руб., а к 2015 г. - аж на 1,2 трлн руб.

Федеральный бюджет продолжает носить силовой характер. Большая часть расходов должна пойти на национальную оборону (почти 8 трлн руб. за три года), национальную безопасность и правоохранительные органы (почти 6 трлн руб.). Большой раздел «Социальная политика» - более 12 трлн руб. за три года, из которых почти 5 трлн руб. - трансферт Пенсионному фонду. Что делать с дефицитом Пенсионного фонда, как его снять с бюджетной иглы — сейчас горячо обсуждается в правительстве.

В основных направлениях Минфин предлагает снизить численность военных, особенно руководителей. Эти предложения не нашли поддержки в правительстве, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник.

Бюджет на трехлетку очень рисковый, и характер дискуссии в правительстве не говорит о том, что его удастся сбалансировать, признает чиновник Минфина.