Как изгнать жуликов из страховщиков


«Мы только обеими руками за, если у нас будет более серьезный и интересный надзор, за усиленный контроль активов и новые требования. Тем более что крупнейшие компании уже сдают отчетность по МСФО», – говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин, добавляя, что «имидж – вещь такая, что проще приклеить ярлык, чем предпринимать какие-то шаги для его исправления».

На кого жалуемся. 38400

обращений получила Федеральная служба по финансовым рынкам в 2012 г.

86%

из них касались работы страховых компаний

1,8%

средняя доля неурегулированных заявлений о выплатах

Если страховая отрасль избавится от имиджа «полужуликоватой», то рост доверия к ней сможет увеличить вес индустрии в ВВП с нынешних 2 до 8–14%, убежден руководитель ФСФР Дмитрий Панкин. Сейчас, по его словам, отрасль воспринимается как сфера, где клиента обманывают, чтобы «собрать взносы и дальше заплатить как можно меньше возмещений». Переломить ситуацию должны «и более высокие требования к качеству активов страховых компаний, чтобы у них были реальные деньги <...> и контроль за выполнением страховых правил», – убежден Панкин.

«Вряд ли одно доверие клиентов сможет обеспечить рост рынка до 14% от ВВП, – сомневается замдиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. – Таких показателей нет даже в США, а отношение россиян к страховщикам в целом не сильно отличается от других секторов финрынка».

Не стоит ждать, что ФСФР станет драйвером преобразований, особенно по части имиджа страховщиков, признает Соломатин: служба переживает уже третью реорганизацию за четыре года, что происходит на фоне частой кадровой ротации. Тем более что представители ЦБ не склонны публично драматизировать ситуацию в свой зоне ответственности – никто из них не говорит, что банковский сектор плох, добавляет Соломатин.

Нельзя говорить об отрасли в целом как о «жульнической», считает президент Федерального саморегулируемого союза страховых организаций Александр Коваль, ведь можно заявить что все чиновники – коррупционеры, но это не будет абсолютной правдой. Если есть отдельные компании – то это проблема скорее надзора, чем клиентов или рынка в целом. «По сути, глава службы расписался в бессилии, инструментов в руках ФСФР предостаточно, недавно ввели штрафы, однако разве это сказалось на качестве урегулирования или, может быть, сократилось число недовольных страхователей?» – вопрошает Коваль, ранее руководивший службой страхового надзора.