Финансы
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3335 от 25.04.2013 под заголовком: Мертвое правило

Бюджетное правило отомрет через три года

Чиновники и эксперты продолжают спорить о бюджетном правиле: при дешевой нефти оно все равно не потребуется, а при дорогой мешает выйти из стагнации
Дорогая нефть может быть вреднее дешевой
J.Silva / REUTERS
Сколько стоит нефть. $108,4

составила средняя цена барреля Urals с начала года

$110,5

составляла средняя цена за 2012 г.

Я за все время совещания [по экономическим вопросам у президента Владимира Путина в понедельник] ни разу не произнес словосочетания «бюджетное правило», – похвастался вчера журналистам министр экономического развития Андрей Белоусов. «Потому что бюджетное правило скоро отомрет само собой», – объяснил он.

По бюджетному правилу в бюджет закладывается средняя цена на нефть за прошлые годы (сначала за пять лет, затем расчетный период постепенно увеличится до 10), а не прогнозная цена, определяемая Минэкономразвития (см. врез). При цене на нефть выше расчетной дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП (на 1 апреля – 3,9% ВВП), а затем поровну делиться между фондом национального благосостояния и инфраструктурными проектами.

Расчетные цены идут вверх, а фактические «с очень высокой вероятностью» будут снижаться, указал Белоусов. В середине апреля баррель Urals подешевел до минимума за год – $95,3. В обозримом будущем цены могут опуститься и ниже $95, а может, и $90, предупредил Белоусов, тогда бюджетное правило просто перестанет функционировать, так как дополнительных нефтегазовых доходов не будет (см. график).

По расчетам Андрея Чернявского из Центра развития Высшей школы экономики, в I квартале дополнительные нефтегазовые доходы, которые должны были попасть в резервный фонд, составили около 340 млрд руб. То есть, несмотря на дорогую нефть ($111,3 в I квартале), фактический дефицит бюджета составил 3,2% ВВП, подсчитал Чернявский.

Экономика замедляется – в I квартале темпы роста ВВП составили 1,1% против 4,8% в первые три месяца 2012 г. А замедление негативно сказывается на ненефтегазовых доходах, указывает Чернявский, например, судя по сборам НДС за январь – март, по итогам года бюджет может недополучить 200 млрд руб. только от НДС, а в целом ненефтегазовые доходы могут оказаться на 300–320 млрд ниже плана. Причем нефтегазовыми доходами эту брешь закрыть нельзя, пишет он: их нужно направлять в резервный фонд.

Нефтедоходы, идущие в резервный фонд при цене нефти выше $91 за баррель, замещаются внутренними займами – государство увеличивает спрос на деньги и ставки растут, объясняет Евгений Гавриленков из «Сбербанк CIB». «Парадокс в том, что теперь чем ниже цена нефти, тем лучше для экономики – у нее остается больше денег», – продолжает Гавриленков.

Бюджетное правило неминуемо снижает экономический рост, ведь оно ограничивает госрасходы, а это одна из составляющих ВВП, замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Зато правительство не сможет разгонять расходы при высокой цене нефти, а затем вынужденно сокращать их при снижении котировок, говорит Тихомиров: «То есть бюджетное правило позволяет избегать перегревов и резких спадов в экономике».

Но и дополнительным нефтедоходам можно было бы найти более эффективное применение, рассуждает Тихомиров: их можно было бы отдавать в экономику через снижение налогового бремени, ведь наличие излишка позволяет проводить более гибкую налоговую политику.

У бюджетного правила есть влиятельный защитник – Путин. «Многие предлагают разогнать экономический рост только за счет бюджетных мер и для этого изменить бюджетное правило. Однако очевидно, что для решения поставленной задачи нужны не только бюджетные меры, да и в случае изменения этого бюджетного правила мы столкнемся с определенными рисками», – говорил он на экономическом совещании в начале недели.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать