WSJ: Азиатские страны разрабатывают плавучие СПГ-терминалы

Судостроительный сектор позволит эффективнее развивать газовую отрасль в регионе, считают эксперты

Экономики азиатских стран хотят раздвинуть границы технических возможностей в нефтегазовой отрасли ради дешевого газа и в скором времени планируют перейти на плавучие СПГ-заводы. Это также выгодно азиатским судоверфям, в особенности южнокорейским Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, у которых появляется новый многомиллиардный рынок.

Нефтегазовым компаниям все чаще приходится добывать энергоресурсы на месторождениях, которые находятся в океане, далеко от побережья. Кроме того, размер газовых месторождений сокращается. Но помимо добычи газа, его затем нужно транспортировать по подводным трубопроводам на находящийся на суше СПГ-терминал, а потом снова переправить его на танкерах по морю до места назначения. Поэтому для компаний экономичнее изменить этот процесс: построить один плавучий СПГ-комплекс, который сможет сам перемещаться между разными месторождениями и портами.

По словам Кирана Макинтайра из корейского подразделения судостроительной ассоциации Lloyd's Register, проекты плавучих СПГ-заводов позволяют также сэкономить около 30% времени по сравнению с аналогичными проектами на суше. Обычно строительство СПГ-терминала на побережье затягивается из-за бюрократических проволочек, строгих экологических норм, а также больших затрат на оплату рабочей силы и приобретение участка земли. Как заверяет Макинтайр, судостроительный сектор позволит эффективнее развивать газовую отрасль в Азии.

Однако концепция плавучего СПГ-завода еще не опробована. Плавучие углеводородные объекты, например СПГ-танкеры, используются уже несколько десятилетий. Но впервые эти новые судна будут способны сжижать природный газ до -160 градусов по Цельсию прямо в открытом море. «Это почти так же трудно, как приготовить чай на [движущемся] велосипеде, но у нас есть необходимая технология», - отмечает инженер одной из крупнейших корейских судостроительных компаний.

Скорее всего, первое СПГ-судно отправится от побережья Колумбии в I квартале 2015 г. Его проектом занимаются техасская Excelerate Energy и канадская Pacific Rubiales Energy, а строительством - шанхайская Wison Group. Мощность этого плавучего СПГ-завода позволяет добывать 500 000 т сжиженного газа в год.

Но самым обсуждаемым на последней ежегодной конференции Gastech в Сеуле был проект огромного плавучего СПГ-комплекса Prelude компании Royal Dutch Shell. Его строительством занимается Samsung Heavy Industries. Судно должно быть завершено в первой половине 2016 г., а стоимость проекта оценивается в $11-12 млрд.

Ожидается, что это будет самая гигантская когда-либо построенная плавучая конструкция. Ее длина будет составлять 488 м, а ширина - 75 м. Производственная мощность Prelude будет равна 3,6 млн т СПГ в год - этого достаточно, чтобы удовлетворить годовой спрос на газ в Гонконге. «Если вы не увидите это судно своими глазами, вы не сможете понять, что оно значит», - говорит директор проекта Ален Пуаншеваль. Он также добавляет, что судно сможет выдержать самые тяжелые погодные условия на море, в том числе циклоны наивысшей пятой категории.

Несмотря на то что технология таких плавучих СПГ-комплексов еще не проверена, сейчас отмечается их активная разработка. Уже строятся плавучие СПГ-терминалы в Австралии, Индонезии и Малайзии. Всего в мире запланировано 30 таких проектов, из них 14 в США и шесть в Канаде. По оценкам Кейтлин Эйсбреннер, гендиректора американской газовой компании Next Decade, в следующем десятилетии они будут производить до 120 млн т СПГ.

Перевел: Алексей Невельский