Минфин раскритиковал законопроект Минэнерго о новой системе налогообложения нефтяной отрасли

Вариант ведомства получился выгодным для компаний и слишком рискованным для бюджета

НДД более эффективен для новых проектов и для бюджета (из-за прогрессивной ставки), считает директор энергетического центра бизнес-школы«Сколково» Григорий Выгон, но налог потребует написания новой главы НК и его сложно администрировать. НФР же проще ввести (минимальные изменения НК), администрируется почти так же, как действующий налог на прибыль, и он применим как для новых, так и действующих месторождений, продолжает Выгон. На пилотах имеет смысл попробовать оба варианта, чтобы выбрать оптимальный, считает он.

Замена НДПИ на НДД (налог на добавленный доход) для нефтяного сектора в правительстве обсуждается уже несколько лет, в этом году правительство решило провести эксперимент на ряде месторождений. Премьер Дмитрий Медведев просил к осени подготовить законодательную базу для введения налога, а в конце августа Минэнерго разослало законопроект по ведомствам.

По предложению Минэнерго пилотными проектами могут стать как новые, так и действующие месторождения. Предлагаются две схемы, передал министр энергетики Александр Новак через пресс-службу. Первая - налог на финансовый результат (НФР), при котором налогооблагаемая база - операционная прибыль от добычи нефти, из которого вычитается 10% капитальных вложений в течение 4 лет после начала этих инвестиций. Второй вариант - НДД: налогом облагается денежный поток от добычи нефти.

НДД более выгоден компаниям, объясняет человек, близкий к Минэнерго: налоговая база сразу уменьшается на капвложения, а при НФР - постепенно плюс дополнительный вычет в 10%. НФР будет применяться к отдельным месторождениям на стадии эксперимента, затем при полномасштабном внедрении системы компании полностью перейдут на новый налог, отмечает Новак, а НДД будет внедрен только для отдельных месторождений.

Ставка обоих налогов - 60% (НДПИ при этом - 0%, пошлина на экспорт нефти - 30% с 2017 г.). Для НДД можно ввести прогрессивную ставку в зависимости от рентабельности, отмечает Новак, но только для новых месторождений: для действующих понесенные ранее капзатраты не должны учитываться.

Минэнерго планирует распространить НФР на всю отрасль при условии небольшой ставки налога на прибыль. Также рассматривается комбинированный вариант: компании раз в пять лет смогут менять систему налогообложения - обычная или НФР.

Новак считает, что новые налоги позволят увеличить добычу. Но для Минэнерго крайне важно не допустить выпадения доходов из бюджета, подчеркивает Новак.

Однако Минфин категорически против предложенной Минэнерго конструкции - облагать налогом операционный денежный поток, так как эта идея может поставить под угрозу устойчивость нефтегазовых доходов, обеспокоен директор департамента Минфина Илья Трунин. Сейчас бюджет получает доходы от добычи нефти даже при отрицательном операционном денежном потоке в отдельные периоды, отмечает Трунин. Во многих случаях при высокой доходности проекта налог должен уплачиваться и при отрицательном денежном потоке, настаивает он.

Если же выбрать вариант Минэнерго, поступления по налогу будут так же волатильны, как налог на прибыль, который скачет на десятки процентов каждый квартал, предупреждает он. Кроме того, Минфин против применения новой системы для действующих месторождений, она допустима только для тех участков, лицензии на которые были выданы незадолго до внедрения нового налога, указывает Трунин. Минфин не хочет давать компаниям и право выбора налоговой системы: переход на новую систему должен быть обязательным для всех проектов, удовлетворяющих определенным условиям. «Это позволит избежать ситуации, когда новая система применяется лишь в тех случаях, когда она приводит к снижению общего уровня налоговой нагрузки», - объясняет Трунин.

При определении оптимального для отрасли и бюджета вида налога будет учитываться в том числе сложность администрирования, обещает Новак. НФР проще администрировать, поэтому именно его и планируется распространить на всю отрасль. Минэнерго пока не отказывается от идеи НДД, так как именно об этом просили компании, объясняет чиновник Минэнерго. В частности, это предлагал в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову президент «Роснефти» Игорь Сечин.