Финансы
Бесплатный
Мари Месропян

ЦБ хочет скорейшего принятия законопроекта о рейтинговых агентствах

В документе есть нормы, которые надо уточнить, но он нужен для «разморозки» отрасли
Владимир Чистюхин
М.Стулов / Ведомости

Законопроект о рейтинговых агентствах следует принять как можно скорее, заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин на заседании совета Ассоциации региональных банков России. По его словам, этот законопроект писался "с нуля" и он нужен для «перезапуска рейтинговой индустрии». «Я поддерживаю, что ряд позиций законопроекта нуждается в улучшении. Но есть такая беда: лучшее — враг хорошего. Нам нужен принятый законопроект в хорошем качестве, но не идеальном», - заявил он. По его словам, сейчас отрасль «заморожена», так как полномочия Минфина (ранее аккредитовывал агентства) прекращены, а у ЦБ их нет, так как закон не принят: «Сейчас если в Россию придет новое агентство, мы не сможем его аккредитовать, как и в случае нарушений — мы не сможем ничего сделать».

Чистюхин также признал, что возникают проблемы при коммуникации ЦБ и агентств, хотя все стороны открыты к диалогу. «Есть разночтения требований, которые выдвигает ЦБ, и есть их непонимание у участников рынка. Нам надо больше информировать рейтинговые агентства о принятии решений и дать им возможность высказываться».

Больше всего вопросов у участников рынка вызывает терминология, которая должна соответствовать международным стандартам, в первую очередь европейского регулятора ESMA. Предполагается, что в будущем между ЦБ и ESMA будет включен режим эквивалентности, то есть агентства с аккредитацией ЦБ не должны будут получать документы в ESMA, а их рейтинги смогут использоваться европейскими компаниями. "Например, определения рейтингов надежности и финансовой стабильности (сейчас только кредитный рейтинг), путаница с понятиями «субъект» и «объект», определение «суверенного» рейтинга, а также необходимо создать шкалу соответствия рейтингов разных рейтинговых агентств», - перечислил управляющий директор «Эксперт-РА» Павел Самиев. Чистюхин согласился с тем, что нельзя сравнивать рейтинги, присвоенные разными агентствами. Он напомнил, что до сих пор используется шкала соответствия, разработанная Высшей школой экономики, а потом доработанная и принятая Минфином. Законопроект о рейтинговых агентствах точно придется дорабатывать для соответствия нормам ESMA, но сейчас действительно важно принять его в ближайшее время, добавила член правления Газпромбанка Екатерина Трофимова, курирующая центр рейтингового консультирования.

Еще одна идея, выдвинутая гендиректором «Национального рейтингового агентства» Виктором Четвериковым, — это использование двух рейтингов (одно от иностранного, а второе — от национального рейтингового агентства). Например, сейчас ЦБ разрешает вкладывать пенсионные накопления только в бумаги, имеющие рейтинг одного из четырех агентств «большой тройки» и «Эксперт РА», а страховые резервы – еще и A.M. BestCo.

Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников не был так оптимистично настроен. Он заявил, что не понимает, как законопроект должен перезапустить отрасль. По его словам, действительно есть недоверие к российским агентствам и чтобы его устранить, нужно больше информации о том, как они выносят рейтинги: необходима публикация полной версии отчетов, всей предыстории рейтингов, статистики дефолтов, а также рейтинги не должны выноситься на основе публичной информации. «Рейтинг может выноситься, если агентство владеет полной информацией о делах компании. А рейтинг, который основан на публичной информации, на информации из интернета — это не рейтинг», - заявил он.

В конце обсуждения участники рынка пришли к тому, что законопроект должен быть принят в ближайшее время, возможно, первое чтение состоится в апреле, сообщил заместитель председателя Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Но уже сейчас надо решить, на каком этапе нужно вносить правки: во втором чтении или еще до принятия в первом чтении.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать