В выплатах по ОСАГО учтут утрату товарной стоимости

Но получить возмещение УТС смогут лишь владельцы автомобилей не старше 5 лет

Центробанк разработал методику расчета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля, которой обязаны будут следовать все страховые компании. УТС учитывается при расчете выплат по ОСАГО.

В конце прошлого года постановление Верховного суда обязало страховщиков платить за УТС. До этого момента большинство страховщиков включали УТС в выплаты по ОСАГО только по требованию клиента, признает менеджер одного из крупных страховщиков ОСАГО. При этом единого порядка расчета УТС не было: эксперты-оценщики могли использовать методику Минюста или, например, альтернативную немецкую методику (метод Хальбгевакса), в итоге расчеты могли кардинально различаться, а суды считали в пользу клиента, рассказывает он.

Понятие УТС применимо только к автомобилям возрастом до 5 лет, следует из документа ЦБ. Утрата товарной стоимости будет рассчитываться для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость ремонта отдельных элементов кузова, полная или частичная окраска его поверхности, замена рамы, полная разборка салона автомобиля или его части, говорится в документе. Для легковых автомобилей, износ которых превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации, УТС возмещаться не будет. Величина УТС будет определяться для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов УТС. Коэффициенты зависят от вида ремонта и ремонтируемой детали и отличаются для транспортных средств отечественного производства и иностранного.

Для большей части элементов автомобилей коэффициенты находятся в диапазоне 0,1–0,5%. Эти коэффициенты складываются, а итоговая величина УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость автомобиля. Так, при замене части элементов автомобилей на новые УТС составит не более 15,7% от ее стоимости, при полной окраске кузова – 5%, при особо сложном перекосе кузова – 4%, следует из методики.

Долгое время вопрос об учете УТС в ОСАГО был вообще дискуссионным, подтверждает и президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс: страховщики спорили о том, можно ли считать УТС возмещением реального ущерба, по сути, утрата товарной стоимости - процесс естественной эксплуатации автомобиля. Поэтому единую методику ЦБ ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды, добавляет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев: «С ее появлением исчезнет почва для разногласий при определении стоимости восстановительного ремонта в ОСАГО, споры, в том числе судебные, часто связаны именно с определением оценки выплаты по УТС».

Для автовладельцев позитивно лишь то, что теперь страховщики должны безоговорочно возмещать УТС, замечает гендиректор юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. Но по новой методике ЦБ автомобилисты смогут получить выплаты по УТС на 20-30% меньше, чем сейчас, обратившись в суд, огорчен он, а это - «ущемление интересов автовладельцев». В России с декабря уже действует единая методика расчета ущерба в ОСАГО, ЦБ обещал, что с ее введением уменьшится число жалоб и судебных споров в отношении страховщиков, но этого не произошло, констатирует Тюрников: по данным регулятора, за полгода жалобы выросли. "Наш опыт показывает, что единая методика еще больше вводит в заблуждение клиентов по ОСАГО: страховщики занижают выплаты в 2-3 раза", - говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать