Deutsche Bank и Credit Suisse заплатят $12,5 млрд по мировому соглашению

Минюст США обвинил их в нарушениях при продаже ипотечных инструментов перед кризисом 2008 года
Deutsche Bank и Credit Suisse заплатят $12,5 млрд по мировому соглашению с минюстом США, обвинявшим их в нарушениях при продаже ипотечных инструментов перед кризисом 2008 г./ Kai Pfaffenbach/ Reuters

Deutsche согласился заплатить $7,2 млрд, Credit Suisse – $5,3 млрд. Минюст США утверждает, что в предкризисные годы эти банки продавали инвесторам ипотечные облигации subprime как надежные инструменты: в кризис начались массовые дефолты по этим бондам, и инвесторы понесли большие убытки. Собственно штраф составляет $3,1 млрд для Deutsche и $2,5 млрд для Credit Suisse, остальное – это помощь ипотечным заемщикам, которую банки будут выплачивать в течение пяти лет.

Ранее аналогичные соглашения с минюстом подписали Bank of America, JPMorgan, Citigroup, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Wells Fargo. С учетом Deutsche и Credit Suisse общая сумма достигнет $58 млрд, пишет FT. В кризис президент США Барак Обама пообещал, что заставит «жирных котов» платить за нарушения, и выполнил это обещание – Уолл-стрит потратила на разные штрафы не одну сотню миллиардов долларов.

«Подписав мировое соглашение, мы устраняем неопределенность, долгое время довлевшую над Deutsche Bank», – говорится в его заявлении. Госпомощь банку не понадобится, а немецкому правительству не пришлось вмешиваться в его переговоры с минюстом США, пишет Bloomberg.

Deutsche отразит расходы на соглашение в отчетности за IV квартал, списав единовременно $1,7 млрд. Мировое соглашение «очень позитивно» для Deutsche, поскольку «устраняет большой риск, а последствия для капитала в краткосрочной перспективе будут решаемыми», полагает аналитик JPMorgan Киан Абухуссейн. «Это хороший компромисс, – отмечает портфельный управляющий Union Investment Инго Шпайх, – это не конец их проблем, но, конечно, и не разочарование» (цитаты по FT). Сумма мирового соглашения оказалась почти вдвое меньше $14 млрд, которые минюст США требовал от Deutsche. В сентябре, когда об этих требованиях стало известно, акции Deutsche дешевели до исторического минимума на слухах, что ему может понадобиться госпомощь.

Барак Обама
президент США

Я стал президентом не для того, чтобы помогать этим жирным котам – банкирам Уолл-стрит. Вы, парни, получаете $10–20 млн бонусов, а мы – 10%-ную безработицу.

С 2008 г. Deutsche потратил более $9 млрд на штрафы и мировые соглашения. Расследования в отношении банка проводят несколько стран, в их числе была Россия: в 2012–2015 гг. российский офис совершил подозрительные «зеркальные» сделки на $10 млрд. Комментируя мировое соглашение по ипотечным инструментам, гендиректор Deutsche Джон Крайан упомянул и российский скандал. По его словам, проверка показала, что банк не нарушал санкции, примененные к России, но в системе внутреннего контроля были выявлены недостатки.

Credit Suisse также отразит мировое соглашение в отчетности за IV квартал – как единовременные расходы на $2 млрд. «С этим мировым соглашением исчезает крупнейший из факторов неопределенности для банка, – сказал Bloomberg аналитик Kepler Cheuvreux Питер Казанова, – и это хорошие новости».

Дональд Трамп
избранный президент США

Я не верю в мировые соглашения. Я не Джейми Даймон, который заплатил $13 млрд по мировому соглашению, а потом еще $11 млрд, я считаю его худшим банкиром в США. А почему бы, как раньше, не пойти в суд?

Еще один европейский банк – Barclays – не захотел пойти на мировую, и минюст США подал к нему иск. По данным WSJ, переговоры с британским банком прекратились за несколько часов до объявления о соглашениях с Deutsche и Credit Suisse, поскольку его топ-менеджеры не согласились с размером штрафа. США обвиняют Barclays в нарушениях при продаже $31 млрд ипотечных облигаций в 2005–2007 гг., сообщает Bloomberg. «Многие инвесторы понесли сокрушительные убытки», – говорится в иске. В документе также фигурируют два бывших сотрудника Barclays – Пол Минефи и Джон Кэрролл, занимавшихся секьюритизацией ипотечных кредитов. Минефи, отвечавший за проверки кредитов, признавал в электронной переписке, что один выпуск «пугает его до смерти», и говорил об одном пуле кредитов Wells Fargo, что «нам придется съесть их дерьмокредиты».

Руководство Barclays ранее решило, что не готово тратить на мировое соглашение с минюстом США более $2 млрд, но США настаивали на $5 млрд, пишет FT. В иске сумма требований не указана.

У США остаются претензии, касающиеся нарушений при продаже ипотечных облигаций, еще к трем европейским банкам – Royal Bank of Scotland, HSBC и UBS, но с ними разбираться, по всей вероятности, придется уже администрации Дональда Трампа.