За первые два месяца 2017 года страховщики продали больше е-ОСАГО, чем за весь 2016 год

Так некоторые пытаются избежать притока невыгодных клиентов
За первые два месяца 2017 г. страховщики продали больше электронных полисов ОСАГО, чем за весь 2016 год. /М. Стулов / Ведомости

Большинство компаний – активистов продаж е-ОСАГО входят и в топ-10 по сборам премий за исключением двух: МСК «Страж» и «Московии» (см. график). Первая по итогам 2016 г. в десятку по сборам не вошла, а вот электронных полисов с начала года продала столько же, сколько МАКС и «Согаз». Это вынужденная мера, говорит гендиректор компании Сергей Гущин: компания не хочет попасть в систему замещения по е-ОСАГО. Клиенты в основном приходят вовсе не на сайт «Стража», замечает он: они приходят на сайты раскрученных брендов, таких как «Росгосстрах», «РЕСО-гарантия» или «Ингосстрах». И те могут собрать сливки – взять себе хороших клиентов, а плохих перенаправить на сайты замещающих страховщиков.

Страховые компании продали уже больше электронных полисов ОСАГО, чем за весь 2016 год, уверял на прошлой неделе президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс: с начала года и до 21 февраля включительно онлайн заключено более 355 000 договоров автогражданки (в 2016 г. – 330 000 шт.).

Больше всего полисов продано в токсичных регионах: Краснодарском крае (10% всех онлайн-продаж), а также Волгоградской, Ростовской и Свердловской областях. За ними следует Москва. Почти треть е-ОСАГО с начала года продано в этих пяти регионах.

С 1 января страховщики обязаны обеспечить каждому клиенту возможность купить электронный полис ОСАГО. Чтобы полисы были доступными во всех регионах, включая токсичные, РСА создал систему замещения (так называемый единый агент) по е-ОСАГО: она перенаправляет клиента, который по техническим причинам не смог купить полис на сайте одного страховщика, на страницу другого.

«Собирать после них [крупных игроков] не самых хороших клиентов меня не очень устраивает», – продолжает Гущин. По его словам, через агента к страховщику могут прийти клиенты из регионов, в которых у компании даже нет собственного филиала и она не может качественно урегулировать убытки. Чтобы избежать этих проблем, МСК «Страж» увеличивает долю продаж е-ОСАГО: если в проблемных регионах она выше среднерыночной, компания «замещающей» не становится.

Второй новый лидер – «Московия» начала продавать электронные полисы в июле 2016 г. и в прошлом году была четвертой по продажам, говорит ее гендиректор Алексей Бобылев. В системе замещения компания пока не участвует – программисты не настроили возможность пересылать клиента замещающим страховщикам. Возможно, и к лучшему, ведь система замещения позволяет осуществлять отбор клиентов, признает он: «Наши системы технически не позволяют другим страховщикам посылать к нам клиентов, которые нам принесут существенные убытки».

«Московия» присутствует в двух токсичных областях – Краснодарском крае и Ростовской области (где ее убыточность превышает 300%), а также в Крыму и Севастополе.

Больше всего электронных полисов с начала года продали «Росгосстрах» и «РЕСО-гарантия»: их доля составила более 26%. Совокупно продажи одного страховщика в токсичных регионах и по обычному, и по онлайн-каналу не должны превышать 20% рынка. Это значит, что компании продали больше электронных полисов и меньше – обычных, замечает представитель «Росгосстраха». Доля электронных продаж «РЕСО-гарантии» оказалась существенно выше ее рыночной доли – продажи компания начала еще в 2015 г., никогда их не останавливала, предполагает ее представитель.