НПФ «Будущее» хочет привлекать клиентов в «Почта банке»

У «дочки» ВТБ крупнейшая после Сбербанка сеть в стране
«Почта банк» будет привлекать свыше 1 млн новых клиентов в год/ Евгений Разумный/ Ведомости

Сейчас НПФ «Будущее» сотрудничает с банком «Восточный», Енисейским объединенным банком, «Русским стандартом», Промсвязьбанком, «ОТП банком», «Уралсибом», Запсибкомбанком, Металлинвестбанком и Азиатско-Тихоокеанским банком. Суммарно сеть этих банков, согласно данным ЦБ, составляет менее 2000 точек. Работа с «Почта банком» может значительно расширить для него банковский канал привлечения – у кредитной организации вторая по величине сеть в стране после Сбербанка. На 1 апреля 2017 г. у «Почта банка» было 8100 розничных точек, в том числе 2300 клиентских центров в почтовых отделениях, 5200 окон продаж с сотрудником «Почты России», 336 клиентских центров бывшего Лето-банка, а также 233 стойки продаж, уточнил его представитель.

Частный пенсионный фонд (НПФ) «Будущее» (входит в финансовую группу «Будущее», которая принадлежит O1 Group Бориса Минца) ведет переговоры с «Почта банком» о привлечении через сеть кредитной организации клиентов, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к фонду, и человек, близкий к «ВТБ пенсионному фонду» (как и «Почта банк», входит в группу ВТБ).

На привлечение клиентов «Будущее» тратит больше всех на пенсионном рынке – 2,8 млрд руб. в 2015 г. (это суммарные расходы самого «Будущего» и «Стальфонда» – они объединились в марте 2016 г.). По итогам 2016 г. расходы будут сопоставимыми, рассказывал ранее представитель фонда.

Промышленно-финансовая группа «Сафмар» привлекала клиентов в основном через фонд «Доверие», рассказывала представитель пенсионного дивизиона группы, траты составили 2 млрд руб. НПФ Сбербанка в прошлом году потратил 1,3 млрд руб., новые клиенты к нему приходили из отделений материнского банка. Расходы НПФ «Газфонд ПН» составляли 1,1 млрд руб., НПФ «ВТБ пенсионный фонд» – 0,8 млрд руб., НПФ «Согласие» – 0,9 млрд руб. Гендиректор последнего Александр Вьюницкий говорит, что фонд вошел в группу Московского кредитного банка и сфокусировался на кросс-продажах – прежде всего в Московском регионе. Фонд также активно привлекает партнеров из числа банков и крупных страховых компаний, добавляет он.

С «Почта банком» работают «ВТБ пенсионный фонд» и «Лукойл-гарант», сообщил представитель кредитной организации. «Переговоры с другими фондами не ведутся. «Почта Банк» не планирует работать с НПФ «Будущее»», - заявил он. «ВТБ пенсионный фонд» планирует и дальше сотрудничать с «Почта банком», рассказал его представитель. «Нам не создаст это осложнений по привлечению [застрахованных лиц]», – заявил представитель «Лукойл-гаранта».

«Когда «Почта банк» выйдет на полную мощность, через его сеть можно будет привлекать свыше 1 млн новых клиентов в год», – оценивает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Почта банк» действительно может обеспечить хороший трафик, согласен директор по корпоративным и суверенным рейтингам RAEX Павел Митрофанов. По словам Околеснова, скорее всего, в связи с этим «Почта банк» захочет работать с несколькими контрагентами. Впрочем, качество клиентов у него ниже, чем у того же Сбербанка: «В основном банком будут пользоваться не очень высокодоходные слои населения. Средний счет у таких клиентов не будет превышать 50 000 руб.», – предполагает он. «У «Почта банка» вряд ли будет высокий средний счет», – согласен Митрофанов. При условии работы только с тремя фондами канал «Почта банка» может принести в год по 10–20 млрд руб. пенсионных накоплений каждому фонду, считает Околеснов.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)