США внесли в черный список больше половины банковского сектора России

А запрет на инвестиции в Россию может усложнить возвращение иностранных компаний
Под наиболее жесткими санкциями США оказалось уже больше половины банковского сектора по размеру активов / Андрей Гордеев / Ведомости

Белый дом огласил в среду 6 апреля очередной пакет жестких санкций против России из-за конфликта на Украине, в частности событий в г. Буча. Америка приняла «разрушительные экономические меры» в виде запрета новых инвестиций в Россию и внесла в так называемый черный список, SDN-лист, крупнейший российский банк – Сбербанк, а вместе с ним и крупнейший частный – Альфа-банк. Это значит, что их американские активы будут заморожены, американским гражданам и организациям (по факту и всем остальным – под угрозой вторичных санкций) запрещено проводить с ними любые транзакции.

Президент Джо Байден заявил, что год американских санкций будет стоить российской экономике 15 лет ее достижений.

Вслед за Штатами блокирующие санкции против Сбербанка, а также Московского кредитного банка (МКБ) ввела Великобритания. Страны ЕС в среду не успели согласовать новые санкции против России, среди которых – запрет на импорт угля, написало Reuters.

Минфин США уже по традиции (как это было, например, с ВТБ) дал время контрагентам на завершение операций с попавшими в черный список банками: выданная Сбербанку генеральная лицензия позволяет завершить транзакции с банком до 13 апреля, Альфа-банку – до 6 мая. Но при этом США сделают исключения и разрешат банкам проводить операции, связанные с импортом энергоносителей из России, пока ЕС не снизит свою зависимость от него, заявила глава минфина Джанет Йеллен.

Что касается запрета новых инвестиций в Россию, то Байден еще должен подписать соответствующий указ. Запрет коснется всех американских лиц, где бы они ни находились, «что еще больше изолирует Россию от мировой экономики». Эта мера, говорится в заявлении Белого дома, опирается на решение, принятое более чем 600 транснациональными предприятиями, «которые заявили о выходе из России».

Запрет не будет распространяться на критически важные гуманитарные сферы, в том числе на доступ к основным продуктам питания, сельхозтоварам, лекарствам и медизделиям, а также телекоммуникационным услугам для обеспечения обмена информацией.

Американский минфин также анонсировал блокирующие санкции в отношении важнейших российских госпредприятий – их список будет опубликован 7 апреля, следует из пресс-релиза. У госкомпаний будут заморожены все активы, которые находятся на территории США, а американские лица не смогут совершать сделки с этими организациями.

Последствия для банков

В феврале Штаты внесли в SDN-лист пять российских банков: ВТБ, Совкомбанк, «ФК Открытие», Новикомбанк и Промсвязьбанк. Таким образом, сейчас под блокирующими санкциями находятся банки, на которые приходится больше половины активов банковского сектора.

Сбербанк уже подпал под ограничения Штатов в феврале после начала спецоперации на Украине, но полностью изоляционного сценария тогда избежал – санкции были введены по корреспондентским и платежным счетам. Так же было и с Великобританией. Клиенты Сбербанка уже не могли совершать переводы в другие банки в России и за рубежом в долларах США и Канады, а также в фунтах стерлингов, датских и шведских кронах.

Альфа-банк находился под секторальными санкциями: ему было запрещено привлекать средства на американском рынке капитала. Альфа-банк принимает и исполняет платежи в рублях, евро и других валютах, кроме долларов, заявил его представитель. Также банк временно приостанавливает расчеты с контрагентами из США.

Под санкции подпали и «дочки» банков. У Сбербанка это его НПФ, «Сбербанк-страхование» (плюс страховой брокер и страхование жизни), «Сбербанк лизинг», «Сбербанк-факторинг», «Сбербанк технологии», «Сбербанк капитал», «Сбербанк CIB», «Сбербанк инвестиции», Yoomoney, Sberbank Europe, Белсбербанк, казахстанский Сбербанк и банк по автокредитованию «Сетелем». Также под санкциями теперь Объединенное кредитное бюро. Среди «дочек» Альфа-банка – «Альфа-директ», «Альфа-форекс», «Альфа-лизинг», Амстердамский торговый банк, казахстанский банк, Alfa Capital Markets Ltd.

Для граждан внутри России подпадание Сбербанка, МКБ, Альфа-банка под жесткие санкции мало что изменит: карты банков, как и все остальные сервисы, продолжат работать внутри страны. За пределами России карты Visa и Mastercard не работают еще с середины марта – системы ограничили работу всех российских карт. Более того, как это уже было с другими российскими банками, из мобильных магазинов для покупки приложений (Apple Store, Play Market) могут пропасть приложения банков из SDN-листа.

Банки из SDN-списка отрезаны от всех международных отношений, потому что есть закон CAATSA США и его статья 5 о поддержке свободы на Украине, где сказано, что любой банк мира, который вступит в крупную сделку с банком из SDN-списка, сам подпадет под вторичные санкции, говорит руководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Сергей Гландин: риск этот теоретический и его все боятся, но пока таких прецедентов не было. США уже анонсировали, что ужесточат отслеживание содействия российским подсанкционным лицам по всему миру, что делает угрозу вторичных санкций более серьезной, указывает руководитель международной практики юридической фирмы Vegas Lex Наталия Абцешко.

Попадание в американский санкционный список делает банк или компанию токсичными для всего западного мира. Скорее всего, ЕС тоже введет санкции против Сбербанка и прекратит все отношения с ним, считает Гландин.

Запрет на инвестиции

Запрет на новые инвестиции в моменте нейтрален, полагает директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой: многие иностранные компании уже заявили о добровольной приостановке новых капвложений. При этом в средне- и долгосрочной перспективе эффект от этих санкций может проявиться в виде технологического отставания ключевых секторов, снижения производительности труда и ухудшения перспектив роста реальных зарплат (и, как следствие, доходов) после адаптации экономики к санкционному шоку.

По его словам, мера коснется всех секторов, где работали западные компании. Ситуация будет не столь критична в тех сферах, где есть резервы для быстрого импортозамещения и поддержка от государства. Это решение не окажет существенного влияния на падение инвестиций в основной капитал, уверен аналитик, так как экономика уже вошла в фазу адаптации, а до прояснения ситуации иностранные компании и так будут сокращать инвестиции.

Необходимо детально ознакомиться с текстом указа, который американские власти обещали опубликовать в течение суток, говорит руководитель юридической практики CM Grace Consulting Екатерина Орлова. Она полагает, что термин «инвестиция» будет толковаться в расширенном значении – как обязательство по взносу средств или других активов либо предоставление ссуды или кредита. Для целей американских ограничений заем или предоставление кредита – широкое понятие, куда входят овердрафты, валютные свопы, покупка долговых ценных бумаг, покупка кредита, предоставленного другим лицом, продажа финансовых активов, подлежащих соглашению о выкупе, выдача резервных аккредитивов и сокращение существующих кредитных линий.

Таким образом, резюмирует юрист, существуют серьезные опасения, что для возврата тех компаний, которые временно приостановили деятельность в России, появляется серьезное препятствие.

С ней согласен Гландин. По его мнению, пока указ Байдена будет в силе, ушедшие компании не смогут вернуться в Россию, иначе их ждет риск уголовного дела в США. Но как только президент отменит этот указ или прекратит чрезвычайную ситуацию, то компании смогут вернуться в Россию, «как будто ничего и не было», считает эксперт.

Ограничения на работу с российскими активами могут быть наложены и на фонды, которые управляют средствами американских граждан, полагает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт, в этом случае обеспечение запрета будет производиться прямой блокировкой операций финансовыми институтами, подконтрольными США.