Банки выпустили около 1 млн платежных стикеров

По итогам года их количество может вырасти до 4–6 млн
Каждый десятый россиянин хочет приобрести платежный стикер/ Максим Стулов / Ведомости

Российские банки выпустили около 1 млн платежных стикеров по итогам I квартала, следует из опроса агентства Smart Ranking (есть у «Ведомостей»). Выручка кредитных организаций от продажи стикеров составила 400 млн руб. Сейчас такой инструмент предлагают 12 банков: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф банк», Газпромбанк, «ФК Открытие», Московский кредитный банк, «Почта банк», Локо-банк, «Хоум кредит», Дом.РФ и Морской банк.

Исследование проводилось в апреле – мае 2023 г. Представители агентства опросили 1200 граждан в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих во всех регионах России. А также провели интервью с представителями банков.

Четверка лидеров

Банки начали тестировать и внедрять платежные стикеры с декабря 2022 г. По оценке Smart Ranking, рынок поделили между собой «Тинькофф банк», Сбербанк и Альфа-банк.

Около половины рынка занимают стикеры «Тинькофф банка». Стоимость их выпуска для дебетовой карты составляет 700 руб., а для кредитки с сервисами Premium и Private – бесплатно. Ежедневно банк выпускает 7000–8000 стикеров. К началу апреля их количество составило более 600 000 шт. Общий объем операций по ним исчисляется десятками миллиардов рублей, говорит руководитель «Тинькофф кассы» Сергей Хромов.

Еще 15% рынка занимает новый платежный инструмент Альфа-банка, отмечается в исследовании Smart Ranking. В I квартале 2023 г. банк выдал 300 000 стикеров. Они выпускаются бесплатно, а обслуживание стоит 49 руб. в месяц. Но для премиальных клиентов или при тратах от 10 000 руб. в месяц – бесплатно. По словам представителя банка, доля трат клиентов со стикерами увеличивается в среднем на 23%.

Сбербанк начал тестирование технологии в начале февраля 2023 г. Банк бесплатно раздал 100 000 стикеров, аналогов дебетовой карты платежной системы «Мир».

ВТБ запустил пилотный проект в начале мая, стоимость выпуска для розничных клиентов составляет 590 руб., а для премиальных клиентов – бесплатно. При этом обслуживание для всех клиентов бесплатное. Количество выданных стикеров представитель ВТБ не назвал.

Кто еще есть на рынке

В марте банк «Хоум кредит» начал выпуск первой тестовой партии платежных стикеров, а в середине мая о запуске объявили «ФК Открытие» и «Почта банк». Банк Дом.РФ начал пилотный проект по работе с платежными стикерами «ДОМPay» в апреле, говорит директор управления продажами банка Кирилл Варенцов, они пока выдаются только сотрудникам компании. Для массового сегмента новый инструмент станет доступен в следующем квартале через сайт или в отделении. Для зарплатных и премиальных клиентов стикеры будут бесплатными, отмечает Варенцов.

Как работают стикеры

Платежные стикеры выглядят как уменьшенная копия обычной дебетовой банковской карты с усиленным NFC-чипом (Near Field Communication). Они предназначены для бесконтактной оплаты покупок и могут приклеиваться, например, к смартфону. Новый инструмент предназначен заменить ушедшие из России Apple Pay и Google Pay. Это особенно актуально для клиентов со смартфонами на базе iOS, так как у держателей телефонов на базе Android осталась возможность оплачивать покупки с помощью встроенного NFC-модуля и при­ложений Samsung Pay и Mir Pay.
В основе работы стикера лежит NFC-метка – технология беспроводной передачи данных малым радиусом действия (около 10 см). Обычно в NFC-чип встраиваются персональные платежные данные клиента и платежное приложение банка, которое взаимодействует с продавцом через платежную систему при транзакции. NFC-чип считывает информацию о сумме операции на платежном терминале и передает в банковское приложение, откуда и происходит оплата.
Условия выпуска и обслуживания платежного стикера схожи с условиями выпуска обычной карты. NFC-стикер также защищается пин-кодом, для него можно установить лимит ежемесячных трат, как и для дебетовой карты. В конце марта НСПК установила лимит для совершения покупок без пин-кода при помощи платежных стикеров на уровне 3000 руб.

Также в феврале на рынке появился сервис «МТС Pay» в формате электронного кошелька, в приложении «МТС Pay» можно прикрепить до пяти дебетовых или кредитных карт «Мир» от разных банков. Первый месяц использования стикера бесплатный, затем единоразово списывается платеж в 699 руб. По данным сервиса, пользователи совершили более 300 000 операций с его помощью. В конце февраля приложение «МТС Pay» удалили из AppStore из-за санкций, но выпущенные стикеры пока работают с его старой версией.

Еще несколько банков планируют запуск в ближайшее время. Об этом рассказали представители Промсвязьбанка и Росбанка (в июне). Также о запуске говорили представители Райффайзенбанка, Экспобанка, Уральского банка реконструкции и развития и банка «Синара», писали «Известия».

У «Абсолют банка» проект по платежным стикерам находится в работе, сказал директор департамента розничных продуктов банка Виталий Костюкевич, выпуск запланирован на лето. На первом этапе банк предложит стикеры нескольким категориям клиентов и если продукт будет востребован, то проект будет масштабирован, резюмировал Костюкевич.

Временное явление

Согласно опросу Smart Ranking, каждый десятый россиянин хочет приобрести платежный стикер. При этом 64% опрошенных мотивируют желание вернуть себе возможность бесконтактных платежей с помощью телефона. 88% опрошенных оформляют платежный стикер, потому что проявляют интерес к новым технологиям и банковским возможностям.

1 млн платежных стикеров

было выпущено к концу I квартала 2023 г. Выручка за тот же период достигла 400 млн руб., по данным Smart Ranking. По прогнозам агентства, рынок платежных стикеров продолжит расти как минимум до конца 2023 г., а его размер к концу года составит около 4 млн стикеров с общей выручкой более 1,5 млрд руб.

Авторы исследования полагают, что рынок платежных стикеров продолжит расти как минимум до конца 2023 г. По оценкам Smart Ranking, суммарный объем рынка к концу года составит около 4 млн стикеров с общей выручкой более 1,5 млрд руб. У «МТС Pay» более позитивный взгляд. По прогнозам их аналитиков, объем рынка платежных стикеров составит 5–6 млн шт. к концу года.

Рынок платежных стикеров ограничен операционной системой iOS, считает Костюкевич. Также сейчас идет активное развитие Системы быстрых платежей и различных Pay-сервисов как удобной платежной альтернативы, добавляет он. Поэтому стикеры – это временное явление и через 1–2 года их популярность как инструмента платежей будет сокращаться, предполагает эксперт.

Стикеры – это скорее маркетинговый инструмент для привлечения клиентов, согласен генеральный директор платежной системы Life Pay Арсений Косенко, чьи слова приводятся в исследовании Smart Ranking, ранее запущенные подобные проекты с платежными кольцами и брелоками так и не стали массовыми. Поэтому он полагает, что со временем пользователи вернутся к привычному и понятному способу оплаты картой.