Почти половина платежей Ozon проходит по картам дочернего банка

Это позволяет компании зарабатывать на остатках на счетах клиентов, говорят эксперты
Максим Стулов / Ведомости

На маркетплейсе Ozon уже 45% заказов оплачиваются Ozon-картой, сообщил финансовый директор компании Игорь Герасимов в ходе встречи с инвесторами. Картой банка уже пользуется 22,5 млн клиентов, добавил топ-менеджер. В I квартале весь объем оборота товаров (GMV), включая услуги, на Ozon составил 303 млрд руб. Исходя из этих цифр по карте проходит заказов на 136,35 млрд руб.

Ozon-карта постепенно превращается в весьма популярный платежный инструмент, ею уже «достаточно активно» пользуются и за пределами Ozon, рассказал Герасимов, но абсолютных цифр не привел.

Ozon купил «Оней банк» у Совкомбанка в 2021 г. за 615 млн руб. и переименовал в «Ozon банк». В феврале 2022 г. банк оказался под санкциями США из-за прошлых связей с Совкомбанком, ограничения против которого ввели тогда же. Ozon опротестовал это решение и параллельно зарегистрировал новую кредитную организацию – «Еком банк». В марте 2022 г. США исключили «Ozon банк» из санкционного списка, Ozon присоединил его к «Екому», а реорганизацию завершили весной этого года.

Компания стремилась купить «максимально чистый банк, не запятнанный никакими операциями», сказал Герасимов, не уточнив, какими именно. «Это оказалась та еще задачка!» – пожаловался он. В итоге компании удалось купить банк, который был «девственно чист», рассказал менеджер. После этого Ozon стал работать над созданием инфраструктуры, которая позволила бы компании масштабировать собственные платежные, транзакционные и кредитные решения. Свои банки также имеют крупнейший российский маркетплейс Wildberries («Вайлдберриз банк») и «Яндекс.Маркет» (Яндекс-банк).

Планы на Ozon

Сейчас Ozon думает над созданием различных транзакционных и финансовых решений, чтобы облегчить жизнь партнерам-продавцам, сказал Герасимов. В частности, компания планирует запуск расчетно-кассового обслуживания (РКО) – это набор банковских услуг для ведения бизнеса, который включает в себя открытие и обслуживание расчетного счета, формирование и отправку платежных поручений и проч. По словам Герасимова, большая база продавцов (232 000 по итогам 2022 г.) делает такие планы естественными. «Сам бог велел, чтобы задуматься [об этом]», – заявил он.

Кроме того, Ozon будет работать над запуском новых и масштабированием существующих кредитных решений для продавцов, рассказал Герасимов. Эти решения и продукты будут предоставляться как продавцам, так и покупателям вне зависимости от уровня их привязки к основной площадке, т. е. заемные деньги можно будет использовать не только на Ozon.

Заработать на остатках

45%-ная доля оплат через Ozon-карту – это «довольно много», считает аналитик «Тинькофф инвестиций» Кирилл Комаров. Это позволяет компании получить доступ еще к одному источнику финансирования своей деятельности – остаткам на счетах клиентов, объяснил он.

832 млрд руб.

составил GMV Ozon по итогам прошлого года, увеличившись на 86%. В этом году компания ждет роста показателя на 70%

Одной из основных причин запуска Ozon-карты для компании была экономия на уплате комиссии эмитентам (банк, который выпускает карту), отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин. Такие комиссии обычно отнимают 1–2% от совокупного оборота маркетплейсов. Расходы на процессинг собственных цифровых карт с учетом федерального масштаба на порядок ниже, отметил эксперт. Дополнительно экосистема Ozon бесплатно получает уже идентифицированного через пункт выдачи или «Госуслуги» клиента, что позволяет предложить ему широкий спектр финансовых услуг, подытожил он. Любые решения, которые упрощают проведение транзакций для клиентов маркетплейса и продавцов, способствуют росту его популярности и поддерживают рост основного бизнеса, считает старший аналитик инвестбанка «Синара» Константин Белов. По его мнению, главной задачей Ozon сейчас является рост доли на российском розничном рынке в целом и e-commerce в частности. С учетом этого цифра в 45% кажется ему «довольно высокой» и говорит о популярности услуги среди клиентов (товар стоит дешевле при оплате Ozon-картой), считает он. Но «Ozon банк» не сможет занять существенную долю на российском рынке, так как его карта – нишевый продукт, резюмирует эксперт.

Помимо экономии на комиссиях конкурентам и получения доступа к остаткам на счетах выгода от Ozon-карты заключается в повышении лояльности покупателей к электронным сервисам и возможности развивать высокомаржинальные кредитные продукты, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк.