У бизнеса вырос спрос на страхование грузоперевозок

В первую очередь страхуют транспортировку автомобилей, запчасти и товары народного потребления
Максим Стулов / Ведомости

Страховщики фиксируют рост спроса на страхование грузоперевозок в первом полугодии в сравнении с прошлогодними показателями, в том числе после ухода западных игроков, рассказали «Ведомостям» представители «Абсолют страхования», ВСК и «Спасских ворот», которые занимаются такими видами страхования.

Сборы «Абсолют страхования» за полугодие выросли на 60% год к году, говорит первый заместитель генерального директора Виктор Кривошеев. Премии компании в сегменте грузоперевозок, по данным ЦБ, в январе – июне 2022 г. составляли 312,5 млн руб., таким образом, в текущем году они могли достигнуть 500 млн руб. «Спасские ворота» в первом полугодии заключили 125 218 договоров страхования грузов – это почти на 50% больше, чем за тот же период год назад, сообщила директор департамента страхования грузов и гражданской ответственности ТЭКа Татьяна Костикова: премии в сегменте выросли на 79% до 340,4 млн руб.

«Абсолют страхование» специализируется на страховании перевозок лекарств, электроники, бытовой и медицинской техники – в основном это импорт, а стоимость товаров растет пропорционально удорожанию валюты. Курс доллара с начала года вырос на 35,62%, евро – почти на 40%, следует из данных Мосбиржи. Заметнее всего рост премий в страховании медицинских препаратов и оборудования, на которые не распространяются санкции, говорит Кривошеев. Вырос спрос на страхование легковых авто и запчастей, продуктов питания, товаров народного потребления, перечисляет он. Плюс в компанию пришли клиенты, ранее работавшие с западными страховщиками, добавляет топ-менеджер. Заметнее всего спрос вырос на страховки для автомобилей, мобильных телефонов, планшетов и аксессуаров для них, электронные компоненты, медикаменты, косметику и парфюмерию, добавляет Костикова.

В ВСК больше всего вырос запрос на страхование транспортировки авто- и авиазапчастей – на 32% относительно аналогичного периода 2022 г., сообщила компания в пресс-релизе, ее представитель абсолютных цифр не раскрыл. На 21% чаще стал страховать бизнес перевозки товаров народного потребления – эта категория лидирует по объему застрахованных грузов. Для мебели и товаров интерьера динамика составила 15%, для одежды и обуви – 13%, подсчитали в ВСК.

В этом году грузоперевозки повседневных товаров, как и прежде, имеют высокий спрос на страхование, говорит Владимир Тарасов, вице-президент «Ренессанс страхования», которое является одним из лидеров сегмента. Компания фиксирует спрос на страхование перевозок промышленных грузов (+10% к аналогичному периоду прошлого года). При этом в годовом выражении страховщик не видит значительной динамики прироста премий. Абсолютных цифр Тарасов не раскрыл.

С осени 2022 г. ситуация со страхованием грузов после закрытия международных программ страхования стабилизировалась, считает председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина. Но количество запросов стабильно высоко, даже с учетом того что перестройка логистических цепочек, уход или заморозка деятельности иностранных компаний, создание альтернативных трейдеров для осуществления экспорта в основном завершены.

8,6 млрд руб.

премий собрали российские страховщики в сегменте страхования грузов в I квартале 2023 г., следует из статистики Банка России. Это на 41% больше, чем годом ранее (6,1 млрд руб.)

Столь быстрый рост не связан с эффектом низкой базы предыдущего периода, говорит Кривошеев, – после падения сборов в I квартале 2022 г. в следующем квартале они восстановились и в «Абсолют страховании» выросли к первому полугодию 2021 г. на 26%. На компании критически не сказалось прекращение экспорта и импорта из-за ее специализации на внутрироссийских перевозках, поясняет он. Другой фактор – переток бывших клиентов западных страховщиков, которые воздерживаются от страхования направляемых в Россию грузов, солидарна Костикова. Помимо этого на динамику повлияло заметное наращивание физического объема перевозок из-за восстановления импорта. Наконец, роль сыграл и инфляционный рост стоимости перевозимых грузов, прежде всего импортных, из-за роста курса иностранной валюты, резюмирует Кривошеев.

В ближайшие годы частота реализации рисков будет расти (значит, возрастут и выплаты), что заметно по портфелям страхования грузов и сроков доставки, оценивает Тарасов. Если раньше большая часть грузов шла из Европы, где хорошие дороги и надежные поставщики с качественной упаковкой и креплением груза, то теперь большой поток грузов идет из Китая, Казахстана, Индии, Ирана и других восточноазиатских стран, объясняет Костикова. Грузы преодолевают большие расстояния на автомобилях по дорогам с более низким качеством дорожного полотна, а упаковка, крепление и размещение груза зачастую не обеспечивают его сохранность.

Представители Независимой страховой группы, «Ингосстраха», «Пари», «Альфастрахования», «Энергогаранта», «Согаза», «РЕСО-гарантии», «Сбербанк страхования», «Согласия», «Югории», а также «Деловых линий» и СДЭК не ответили на запрос.