Как банкам управлять кредитным портфелем в коронакризис

Срочные меры повлияют на длительные отношения с клиентами

Экономический кризис, вызванный вспышкой COVID-19, требует от коммерческих и розничных банков срочных мер по управлению кредитными портфелями. Несмотря на свой краткосрочный характер, они существенно повлияют на отношения финансовой организации с клиентами в длительной перспективе.

Очевидно, что банки столкнутся с резким ростом просроченных долгов как у физических, так и юридических лиц. Кроме того, вырастет потребность в кредитовании. Для многих сотрудников, например в гостинично-ресторанном бизнесе (HoReCa) и фрилансеров, это уже произошло из-за пика увольнений, который наблюдается сейчас во всем мире. Для работников с постоянными доходами краткосрочный ущерб будет не таким сильным, но в ближайшие месяцы многие столкнутся со снижением доходов из-за вынужденных отпусков и сокращения рабочих недель.

Если не предпринять немедленных действий, показатель NPL (объем просроченных кредитов, выданных физлицам и бизнесу) немедленно подскочит. Кроме того, существенно ухудшится ситуация в автокредитовании и лизинге промышленного оборудования – предприятиям становится сложнее выдерживать графики лизинговых платежей.

Что нужно сделать.

1. Сформировать собственные программы отсрочек и модификаций

Разумеется, банкам придется придерживаться всех требований регулятора: в частности, предоставлять клиентам кредитные каникулы, когда проценты будут начисляться по стандартной ставке для ипотеки и по льготной – для потребительских кредитов и карт. Но не обязательно ограничиваться только программами, установленными Банком России. В частности, мировой опыт Accenture показывает, что важно уделить внимание поддержке сектора аренды жилья, которая может быть оказана в двух формах – краткосрочных займов для арендаторов и продления кредитных каникул для арендодателей, купивших недвижимость в кредит (обычно от 90 до 120 дней).

При формировании таких программ важнее всего понять, каким именно категориям они необходимы больше всего: в идеале делать это нужно на основании анализа данных. Клиенты – как бизнес, так и физические лица – пострадали от кризиса в разной степени, а значит, и объем поддержки должен определяться индивидуально. Например, нужно оценить, какие именно рестораны способны работать по модели доставки, а какие полностью потеряли оборот. Тот, кто использует приобретенный в кредит автомобиль как такси, окажется в более безопасной позиции, чем большинство купивших его для личных нужд.

Принципиальная задача кредитной аналитики – подготовить модель минимально возможных ставок, которые помогут заемщику пережить стресс, перейти к восстановлению и не допустить дефолта. Многие банки преуспели в микротаргетинге для маркетинговых целей – научились осознавать потребности разных клиентов, чтобы сформировать точечное предложение. Теперь то же самое предстоит сделать, чтобы не допустить массовых неплатежей: в каждом случае необходимо анализировать всю доступную внешнюю и внутреннюю информацию.

2. Подготовиться к потерям

Независимо от того насколько эффективными окажутся программы реструктуризации задолженности, показатель NPL обязательно вырастет и в розничном, и в коммерческом секторе. Кредитные каникулы и программы отсрочек помогут отложить этот эффект на срок от трех месяцев до полугода, но затем часть заемщиков не сможет сделать очередной платеж.

Поэтому банкам необходимо формировать процедуры, которые помогут массово работать с просроченными задолженностями и дефолтами. Сотрудников необходимо обучить не просто выполнять существенно возросший объем операций по восстановлению кредитоспособности, но и конструктивно относиться к проблемам заемщиков, проявлять к ним сочувствие. Приоритетом должно оставаться индивидуальное общение, которое поможет сохранить доверие: клиенты на долгие годы запомнят именно то, как с ними обращались в этот сложный период.

В оценке потерь стоит придерживаться отраслевого подхода. Самого внимательного отношения требуют клиенты из наиболее пострадавших секторов экономики: путешествия, развлечения, непродуктовый ритейл, индустрия гостеприимства. Для таких компаний целесообразно создавать стратегии заморозки, которые помогут им возобновить деятельность.

В некоторых случаях продления сроков кредита и проявления гибкости недостаточно. Например, при кредитовании цепи поставок величина ущерба может быть пропорциональна воздействию кризиса на наиболее слабое звено в цепи. В таком случае необходимо проанализировать кредитоспособность всех участников и принять решения до того, как запустится цепная реакция. Во многих случаях предоставление торгового кредита от самого сильного звена самому слабому может оказаться наиболее быстрым и эффективным способом решения проблемы. Для этого банк должен быть готов поддержать оборотный капитал сильного участника цепи.

3. Осторожно расширять кредитный портфель

В ближайшие месяцы ожидается пик спроса на кредиты, которые помогут бизнесу пережить период вынужденного простоя. Критичным будет анализ данных. Банкам придется предоставлять точечные займы для поддержания оборотных средств. Несомненно, речь не о том, чтобы предоставить всем овердрафт, проценты по которому увеличат задолженность. На практике многие банки сейчас принимают меры, чтобы этого не произошло.

Подход к выдаче новых кредитов на основе анализа данных должен помогать банку искать ответы на следующие вопросы:

• Поможет ли новая кредитная линия поддержать капитал компании?

• Можно ли выдать кредит под залог активов без опасности продавать их по заниженной рыночной стоимости?

• Есть ли у заемщика подходящие коммерческие активы (например, оборудование или транспортные средства), которые могут служить обеспечением по новому кредиту?

• И более широко: есть ли способ стабилизировать приток денежных средств благодаря всестороннему обследованию частных и бизнес-клиентов?

Кроме того, сегодняшний кризис серьезно повысит привлекательность кредитных предложений, в которых изначально заложена возможность получения платежных каникул без санкций со стороны банка. Вполне вероятно, в ближайшие год-полтора будут еще вспышки COVID-19, а потому существенно повысится спрос на страхование платежей и кредитные продукты с гибкими условиями погашения.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов