Помогут ли акциям Intel новые чипы для автомобилей будущего

Со временем это усилит позиции компании, но аналитики не ждут быстрого эффекта
DA QING / Imaginechina via AFP

Американская технологическая компания Intel бросила вызов чипмейкерам Qualcomm и Nvidia и попытается оторваться от конкурентов, предлагая чипы для искусственного интеллекта (ИИ), которые автопроизводители могут использовать во всех продуктовых линейках – от самых дешевых до премиум-класса, пишет Reuters. Экспансию в эту рыночную нишу компания начинает с Китая – первым адаптировать ее ИИ-чипы будет китайский автопроизводитель Zeekr.

Акции Intel выросли за 2023 г. на 75%. Котировки бумаг увеличивались вместе с улучшением финансовых показателей компании, ожидаемого восстановления рынка персональных компьютеров и внедрения решений, связанных с ИИ. Но c начала 2024 г. акции просели почти на 7% до $47,12.

Так же как и инвесторы, аналитики осторожны по отношению к акциям Intel: консенсус-прогноз 43 экспертов, опрошенных MarketWatch, советует держать бумагу со средней целевой ценой $41,33, которая ниже текущей на 11,6%. Рейтинг «держать» установили 27 аналитиков, лишь семеро рекомендуют покупать акции Intel и всего двое ожидают от них динамики лучше рынка. Из тех, кто ожидает роста акций и рекомендует их покупать, самые высокие ожидания у аналитиков Tigress Financial с целевой ценой $66 (апсайд 41%), Benchmark – $52 (+11,2%) и Mizuho – $50 (+6,9%).

Старший аналитик Freedom Finance Global Егор Толмачев связывает инвестиции в акции Intel с высоким риском, но и с высокой потенциальной доходностью в случае успешной реализации стратегической трансформации бизнеса. Но пока более интересными в данном сегменте эксперт считает акции конкурентов Intel и рекомендует покупать бумаги Nvidia с целевой ценой $625 (+14,4%), AMD с таргетом $145 (-0,6%) и Qualcomm с целью в $140 (+0,2%).

В брокере Freedom Finance Global также придерживаются консервативных оценок и рекомендуют держать бумаги Intel с целевой ценой $37, что на 21% ниже текущей цены. Рекомендация «держать» установлена в инвестбанке «Синара» ($48, +2,6%) и в инвестиционной компании «Велес капитал» ($55, +17,6%). Но поскольку котировки Intel, AMD и Nvidia сильно выросли в 2023 г., в «Синаре» рейтинг «держать» по всем трем компаниям, рассказывает руководитель направления анализа международных рынков акций инвестбанка Сергей Вахрамеев: у AMD целевая цена – $140 (-4%), у Nvidia – $500 (-8,5%).

Intel концентрируется на укреплении своих конкурентных позиций на автомобильном рынке с помощью стратегии по повсеместному использованию ИИ (AI Everywhere). В рамках этой стратегии компания запустит автомобильные версии своих новейших чипов с поддержкой ИИ – новое семейство программно-управляемых автомобильных систем на кристалле (SoC). Также на днях Intel заявила о приобретении французского стартапа Silicon Mobility, который разрабатывает SoC-технологию и программное обеспечение (ПО) для управления двигателями электромобилей и бортовыми системами зарядки.

Intel заявляет, что ее новое семейство SoC позволит реализовать возможности ИИ, включая мониторинг водителя и пассажира, генеративные функции ИИ, видеоконференции высокого разрешения, видеоигры и многое другое. Электромобили с такими системами можно оснастить новыми функциями не путем добавления новых частей, а посредством обновлений ПО подобно тому, как обновляется iPhone, который получает новые возможности каждый раз, когда Apple выпускает новую версию iOS. SoC от Intel уже интегрирована более чем в 50 млн автомобилей, но внедрение усовершенствованных систем усилит позиции компании на рынке – впрочем, на это потребуется время, говорят аналитики.

Рынок ИИ-чипов стремительно развивается в последнее десятилетие, но тон задают процессоры Nvidia, а не Intel, говорит аналитик инвесткомпании «Финам» Леонид Делицын. Intel должна показать инвесторам, что есть еще один большой новый рынок, на котором она успеет занять большую долю раньше других, рассуждает он. «И будет лучше всего, если размеры этого рынка будут так велики, что инвесторы поймут: даже неповоротливые ребята из Intel, пропустившие последние крупные технологические волны, на этот раз не оплошали», – продолжает Делицын. Поскольку электромобили сейчас позиционируются как доминирующий вид транспорта следующего десятилетия, инвесторам легко убедить себя, что Intel в этом начинании преуспеет, добавляет он.

Intel отстает от своих конкурентов – Nvidia, AMD и Qualcomm – в технологиях проектирования и производства графических компьютерных процессоров, чипов для суперкомпьютеров и для работы с нейронными сетями, отмечает руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами «Велес капитала» Андрей Бородавка. Удачна ли ставка Intel на автомобильный бизнес, станет понятно через несколько отчетных кварталов, считает он.

Сегмент автомобильных чипов является крайне перспективным, но Intel будет непросто завоевать доверие клиентов, опасается Толмачев. Сейчас среди покупателей чипов Intel подтвержден только китайский премиальный бренд электромобилей Zeekr. Компания ведет переговоры и с другими производителями, но ожидания не слишком высокие с учетом того, что крупнейшие автоконцерны уже имеют договоренности с конкурентами Intel, считает Толмачев.

В 2022 г. Intel провела спин-офф разработчика ПО и оборудования для безопасного автономного вождения Mobileye. За счет компании Mobileye, контрольный пакет которой принадлежит Intel, чипмейкер имеет довольно хорошие рыночные позиции в сегменте чипов для умных автомобильных систем, отмечает Толмачев. Но конкуренция в сегменте крайне жесткая, предупреждают во Freedom Finance Global: помимо Nvidia, AMD и Qualcomm есть еще европейские NXP Semiconductors, STMicroelectronics и Infineon Technologies.