Ученые: автомобильные пробки могут повреждать мозг

Дети, рожденные от матерей, которые проживали в радиусе 300 м от шоссе, в два раза чаще страдают аутизмом - независимо от прочих факторов
PhotoXpress

Большая концентрация выхлопных газов в атмосфере может стать причиной повреждения клеток головного мозга, а также негативно повлиять на способность к обучению и память, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на последние исследования. "Все больше появляется свидетельств, что загрязнение воздуха может влиять на мозг, — говорит эпидемиолог Хизер Волк. — Мы, возможно, только сейчас начинаем понимать, что последствия могут быть гораздо серьезнее, чем мы думали ранее".

Доктор Волк и ее коллеги подсчитали, что дети, рожденные от матерей, которые проживали в радиусе 300 м от шоссе в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, в два раза чаще страдают аутизмом независимо от пола, этнической принадлежности и возраста родителей. «Основываясь на наших данных, я могу заявить, что загрязнение воздуха может быть фактором риска при возникновении аутизма, — говорит Волк. — Однако нам известно так много генетических и экологических факторов, что еще рано бить тревогу».

Более определенно высказываются ученые из Бостонского университета. Они установили, что пожилые люди, дышавшие долгое время загазованным воздухом, испытывают проблемы с памятью и логикой. По этим показателям они выглядят на пять лет старше, чем на самом деле. Исследователи также установили, что выхлопные газы могут повышать риск возникновения болезней Альцгеймера или Паркинсона.

Новейшие медико-санитарные исследования и лабораторные эксперименты также показали, что влияние выхлопных газов сказывается не только на умственных способностях человека, но и на его эмоциональной стабильности. «Все больше и больше ученых пытаются определить, повреждают ли выхлопные газы клетки головного мозга, и если повреждают, то как», - говорит эпидемиолог Цзю-Чиуан Чен из Университета Южной Каролины, который исследовал 7500 женщин в 22 штатах, чтобы понять влияние выхлопных газов на мозг.

Даже 30-минутная прогулка вдоль проезжей части может усилить активность в области мозга, отвечающей за поведение и принятие решений, а также вызвать изменения, характерные для стрессовой ситуации, свидетельствуют последние исследования ученых из Нидерландов. Похожие результаты дало и исследование лабораторных мышей учеными из Лос-Анджелеса. Они обнаружили, что углекислый газ влияет на мозг животного, вызывая изменение нейрохимии той части головного мозга, которая отвечает за способность обучения и память.

Нахождение в городе с высоким уровнем выхлопных газов в течение 90 дней также оставляет след на молекулярном уровне в геноме ребенка, свидетельствуют последние исследования Гарвардского и Колумбийского университетов.

С 1998 г. Фредерика Перера из Колумбийского университета проводит исследование среди беременных женщин. Они получают специальное устройство, с помощью которого ежедневно замеряют уровень загазованности воздуха, которым дышат. Перера и ее коллеги из Колумбийского университета обнаружили изменения в ДНК детей, чьи матери дышали выхлопными газами.

Как утверждают ученые, в возрасте трех лет такие дети развиваются значительно медленнее сверстников. К пяти годам уровень их IQ в среднем на 4-6 пунктов ниже стандартных показателей. При этом ученые считают, что различия, незначительные на раннем этапе, могут сыграть свою роль позднее.

«То, чем дышит мать во время беременности, может значительно повлиять на последующее поведение ее ребенка, — утверждает Перера. — К сожалению, плацента — не идеальный барьер, как мы когда-то думали».

WSJ отмечает, что сложно сказать, насколько сильно страдают автолюбители, которым приходится стоять в пробках. На сегодняшний день исследованы лишь потенциальные последствия для здоровья людей, живущих в местах с наиболее загрязненным воздухом. Но даже если какое-то негативное влияние на водителей имеется, то оно может оказаться слишком маленьким. Гораздо меньше, чем влияние таких факторов, как стресс или переутомление, пишет издание.

Однако ученые верят, что простые шаги, направленные на предотвращение образования заторов на дорогах, самым благоприятным образом влияют на здоровье тех, кто живет рядом с трассами. Так, в Нью-Джерси в жилых массивах вокруг пропускных пунктов на шоссе число преждевременных родов, которые часто приводят к задержкам в развитии ребенка, сократилось на 10,8% после введения системы электронного взимания платежей E-ZPass (позволяет быстрее миновать пропускной пункт).