Причиной аварии в московском метро мог стать инородный предмет под сошедшим с рельсов поездом - «Коммерсантъ»


Новая версия ЧП в столичном метро была озвучена на вчерашнем совещании под председательством заммэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, пишет «Коммерсантъ». Эксперты, осматривавшие место трагедии, нашли множественные свежие сколы на бетоне между рельсами примерно в 50 м от того места, где начался сход вагонов с рельсов. Это позволило предположить, что причиной схода поезда с рельсов стал некий предмет, оказавшийся во время движения под его днищем.

Одновременно с совещанием в перегоне между станциями метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар» работала группа независимых экспертов, которые были привлечены к расследованию причин трагедии комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности под руководством заммэра Петра Бирюкова. Входящий в экспертную группу гендиректор одной из крупнейших российских компаний в области транспортного строительства, «Мосинжпроект», Константин Матвеев изучал пути и стрелку, на которой сошел с рельсов поезд. По его словам, стрелку на пока тупиковый путь начали устанавливать несколько месяцев назад. «Ее ставят в несколько этапов. На данный момент был завершен первый этап, по результатам которого должны были отчитаться как строители-подрядчики, так и представители тоннельной службы метро», - пояснил Матвеев. Подключение стрелки к автоматике, чтобы ее могли «видеть» диспетчеры, планировалось через год. Все это время стрелка должна была находиться в статичном положении: закрепленной специальной струбциной. Вместо нее направляющие, которые прилегают к рельсам (остряки), замотали проволокой, которая оказалась порвана.

Однако это «действительно серьезнейшее нарушение», по мнению Матвеева, «могло и не вызвать катастрофу». Он не исключает, что проволока порвалась уже после того, как состав сошел с рельсов и начал от удара о бетонную стену «сворачиваться» в гармошку. Об этом свидетельствует тот факт, что на остряках стрелки нет следов наезда колес поезда. Между тем он подтвердил информацию о сколах на бетоне под рельсами по направлению движения разбившегося поезда. «Причина их появления непонятна, но очевидно, что они свежие», - пояснил Матвеев. По его информации, сколы начинаются примерно в 50 м от места крушения и видны на протяжении 30 м. Матвеев убежден, что версию о появлении под поездом некоего предмета необходимо проверить наряду со всеми остальными. Этот «предмет» мог разрушить колесную пару, которая начала «гулять» в горизонтальном направлении, после чего состав «подпрыгнул» и сошел с рельсов.

Один из ведущих ученых Московского института инженеров транспорта - Леонид Баранов, также обследовавший тоннель, согласен, что версию о предмете под поездом необходимо тщательно изучить. По его словам, для проверки версии о предмете уже приглашены для консультаций специалисты-путейцы, которые должны высказать свое мнение. Баранов припомнил, что были случаи расследования инцидентов, которые возникали из-за выпадения из состава деталей.

Один из машинистов подземки, работавший в том числе и на составах «Русич» (такой поезд попал в катастрофу), пояснил, что эпизоды выпадения деталей случаются до сих пор. В частности, некоторое время назад в одном из депо из вагона выпала карданная муфта колесной тяги. Более мелкие детали выпадают еще чаще, но во время движения машинист этого обычно не замечает. По словам работника метро, «Русич» мог разрушить себе колесную пару именно выпавшей не из его вагона детали, а из шедшего впереди поезда. В таком случае ответственность за ЧП ляжет на машинистов, которые сдавали и принимали поезд, и бригаду осмотрщиков в депо. В случае если налицо окажется заводской брак, то вина падет на производителей - мытищинский завод ОАО «Метровагонмаш». У метрополитена есть возможность установить, кто именно и когда поставил на вагон бракованную деталь.