Отзывы автомобилей Toyota изменят облик всей автоиндустрии


Одним из последствий отзыва автомобилей Toyota, связанного с возможным неконтролируемым разгоном, может стать изменение облика всего автомобилестроения. Регуляторы могут вынудить производителей внедрить специальную систему приоритета торможения, которая предотвратит подобные случаи, сообщает Bloomberg. Более того, в правительстве США уже рассматриваются дополнительные меры против автопроизводителей, не сразу реагирующих на жалобы потребителей.

Системы приоритета торможения действуют таким образом, что, когда выжаты одновременно педали газа и тормоза, автомобиль тормозит. Сегодня эти системы используются практически во всех новых автомобилях с электронным, а не тросовым управлением газом. Так, они стоят на всех автомобилях фирм General Motos и Ford, а также на Hyundai, Nissan и Daimler. Автоконцерн Honda Motor заявил, что не имеет подобных технологий, а в Chrysler сообщили, что эти технологии используются на всех автомобилях с электронными педалями газа.

Toyota была вынуждена из-за залипания педали газа объявила о рекордном отзыве 10 моделей (в том числе Camry, Corolla, Tundra, RAV4): 7,7 млн шт. — в США, 1,8 млн — в Европе и 750 000 — в Китае. В России сервисная кампания может коснуться до 160 000 автомобилей Toyota. В автомобилях было выявлено два дефекта: у части машин машин педаль газа цепляется за коврик, у других - залипает, из-за чего может произойти не ожидаемое водителем ускорение автомобиля. Впервые Toyota сообщила, что педаль может цепляться за коврик, в сентябре 2009 г., после аварии в Сан-Диего, когда погибли четыре пассажира Lexus ES350. Компания обещает заменить детали педалей, поставляемые американским подрядчиком CTS, либо установить новые педали. Как сообщала The Wall Street Journal, новые детали поступят к дилерам уже 8 февраля.

Однако заменой деталей дело не ограничится. «Нет никаких сомнений, что мы увидим новые требования к системам торможения после случившегося», — заявил Джон Клэйбрук, бывший директор Национального управления по безопасности движения на автострадах. Возможно, теперь устройства, обеспечивающие приоритет торможения, придется устанавливать всем.

Естественно, это увеличит стоимость автомобилей. По подсчетам Брайена Джонсона из Barclays Plc, требование к Toyota улучшить систему может привести к росту стоимости производства от $25 до $50 за каждую машину. А если регуляторы заставят разработать новую технологию, цена вырастет от $50 до $150 за автомобиль.

Тем временем в судах США и Канады уже находятся 29 исков к Toyota, и по меньшей мере в 17 из них концерн обвиняется в производстве некачественных электронных педалей газа. Еще минимум 10 исков были поданы в связи с телесными повреждениями и смертями людей, которые наступили вследствие внезапного разгона автомобилей.

Глава министерства транспорта Рэй Лахуд заявил на этой неделе, что правительство занимается расследованием того, могли ли эти ускорения автомобилей происходить из-за электронных педалей газа. В Toyota утверждают, что связи не нашли. «Я не уверен, есть ли в этих автомобилях таинственные электронные силы, которые заставляют их неправильно функционировать. В принципе, это нельзя назвать невозможным, но это маловероятно. Но в любом случае тормозная система должна была бы это предотвратить», — считает старший редактор исследовательского Edmunds.com Билл Визник.

Истцы утверждают, что, если бы Toyota установила системы приоритета торможения на автомобили, многие машины не потеряли бы контроль над управлением. Адвокат Роберд Хиллард, подавший групповой иск к Toyota 29 января, сравнил действия Toyota с действиями скайдайвера, не желающего надевать запасной парашют. «Если первый парашют не раскрылся, запасной парашют не решает проблему первого, но зато он предотвращает последствия», — заявил Хиллард.

Надо отметить, что подобное сегодняшнему вмешательство регуляторов неоднократно способствовало серьезным улучшениям в системах безопасности автомобилей. Например, после того, как Ford отозвала 1,5 млн автомобилей Pinto в 1978 г. из-за опасений, что во время столкновения может разливаться топливо и могут быть взрывы, регуляторы потребовали усилить топливные баки. Так называемые shift locks, которые вынуждают водителя ставить ногу на педаль тормоза прежде, чем завести автомобиль с автоматической коробкой передач, появились в ответ на внезапные ускорения автомобилей Audi и Volkswagen. Впрочем, проблема была решена лишь в 1982 г., хотя первые жалобы поступили еще в 1978 г. А групповые иски к Audi рассматриваются в судах до сих пор.

Следствием последней проблемы с Toyota может быть и решение регуляторов подвергать уголовному преследованию производителей, которые не сразу реагируют на жалобы, связанные с безопасностью, а также нарастить штрафы до $100 млн с сегодняшних $16,4 млн.