Обменяли "хлам" на новые машины пока не более половины желающих

Столько сертификатов на утилизацию старых автомобилей по состоянию на 20.30 МСК вчерашнего дня выдали дилеры. Специальная программа правительства действует всего ничего – с 8 марта. Минпромторг выдаст до 1 ноября 200 000 сертификатов на скидку в 50 000 руб. при покупке нового авто, произведенного в России, на сдаваемый в утиль старый. Получается, что при нынешних темпах квота будет выбрана досрочно – в начале августа. Достойный результат, при том что программа, как это часто бывает в России, запускалась в авральные сроки. Ведь Минпромторг хотел начать ее с 15 марта, но по просьбе премьер-министра Владимира Путина срок был сдвинут на неделю раньше.

Правда, на деле не все так гладко. Например, вазовская «классика» уже стала чуть ли не раритетом. Как говорят дилеры, пока в лучшем случае уже успели поменять свой хлам на новые машины не более половины желающих. Один из читателей «Ведомостей» сообщает и вовсе трогательную историю. Заявку на участие в программе он подал дилеру на третий день действия программы, но до сих пор даже не получил сертификат. При этом уже на начальном этапе дилер требует внести небольшой платеж за новый автомобиль, не гарантируя никаких сроков поставки. Другой распространенный случай – навязывание клиентам дополнительного оборудования, влекущее к росту стоимости «классики» на 25–30% (с учетом утилизационной скидки). Впрочем, подобное поведение давно уже характерно для многих продавцов дешевых автомобилей – надо же на чем-то заработать помимо минимальной маржи за «голый» автомобиль.

В любом случае программа утилизации должна в целом придать ускорение стагнирующим продажам новых автомобилей. В феврале продажи, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России, составили немногим более 90 000 машин. Даже если реальные продажи по программе деньги в обмен на автохлам составят треть от выданных сертификатов, это даст прирост более чем в 10%. Правда, полностью вылечить рынок эта программа все равно не поможет. Тому же «АвтоВАЗу» надо продать 450 000 машин в год, чтобы сработать в ноль. Пока непонятно, как предприятие собирается достичь таких объемов продаж. К тому же как только действие программы прекратится, люди вновь перестанут покупать машины. В Германии, например, в феврале падение составило почти 30%, при том что за прошлый год продажи машин выросли на 23%. Нет скидок, нет продаж.