Стиль жизни
Бесплатный
Татьяна Романова|Елена Виноградова
Статья опубликована в № 2932 от 06.09.2011 под заголовком: На футбол не жалко

«Зенит» думает о федеральной розничной экспансии

Среднестатистический российский болельщик тратит на футбольную атрибутику столько же, сколько и поклонники этого вида спорта в Западной Европе. Но делать на этом бизнес наши клубы не стремятся
РИА Новости

Российские болельщики тратят на покупку футбольной атрибутики в среднем 1900 руб. в год, выяснила исследовательская компания Nielsen. Ее сотрудники по заказу футбольного клуба «Зенит» опросили 19 000 мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет в 38 российских городах. Получается, что россияне тратят на атрибутику не меньше европейцев (20,3–58 евро на человека в год, по данным Sport+Markt).

Названные затраты на атрибутику очень высоки. Это показывает, что клубам стоит обратить больше внимания на дистрибуцию, выпускать больше продукции с символикой, говорит управляющий партнер Mildberry Sports Lab Олег Бериев.

Пока же доходы большинства клубов от продажи атрибутики «ничтожны», констатирует гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша, единственное исключение – «Зенит». У него на продажу атрибутики приходится около 5% от выручки. У клуба 16 фирменных магазинов в Санкт-Петербурге, где продаются игровая форма, обувь, тренировочные коллекции, флаги, шарфы, сувениры, а также повседневная одежда. Выручка «Зенита» от продажи одежды и атрибутики – около $12 млн в год (общий доход от коммерческой деятельности в 2010 г. – $59 млн). Но прибыль – «несущественна», говорит коммерческий директор клуба Дмитрий Манкин. Исследование Nielsen необходимо для составления бизнес-прогноза по федеральной экспансии розничных продуктов и по развитию торговой сети, добавляет Манкин.

Другие популярные клубы доходы от продажи символики не раскрывают. У ЦСКА один фирменный магазин в Москве. Кроме того, атрибутику можно купить в мобильных точках продаж перед матчами клуба в Химках и Москве, рассказывает коммерческий директор ЦСКА Андрей Зарубьян. У футбольного «Спартака» в Москве три фирменных магазина: два собственных и один франчайзинговый. «Спартак» изучает целесообразность развития розницы, говорит представитель клуба. ЦСКА розничный бизнес считает невыгодным, заявил представитель клуба. Источник в клубе объясняет: доход от продажи сувениров сейчас невелик. А вот расходы на создание фирменных магазинов весьма существенные – аренда помещения, зарплата продавцам, разработка дизайна и т. д. Клубу выгоднее работать с крупным спонсором, который сразу заплатит в разы больше, чем можно выручить от продажи символики, объясняет он. Комплексной маркетинговой стратегии – как, например, у британских клубов, – которая сформировала бы армию болельщиков, готовых следить за каждым матчем команды и стремиться окружать себя предметами с ее символикой, у большинства российских клубов пока нет, констатирует Бериев.

Выпуск продукции с футбольной символикой – дело хлопотное, соглашается Навоша, а ее продажи достигают пика только в моменты, когда команда добивается больших побед. Но такое случается не так уж и часто, констатирует он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать