За картину Верещагина «Распятие на кресте у римлян» Christie’s планирует выручить более 1 млн фунтов стерлингов

Шедевр русского художника выставят на торги в Лондоне впервые за 100 лет
Christie’s

28 ноября на аукционе в Лондоне Christie’s предложит на аукцион полотно кисти Василия Верещагина под названием «Распятие на кресте у римлян», сообщает пресс-служба аукционного дома. По предварительной оценке экспертов, цена лота может составить 1-1,5 млн фунтов. Выручка от продажи картины пополнит целевой фонд на приобретение новых работ Бруклинского музея.

Передавая картину аукционному дому, представитель Бруклинского музея пояснил: «После взвешенных обсуждений руководство музея пришло к выводу о том, что картина Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян» выделяется из общего массива образцов русского искусства конца XIX – начала XX века, представленного в нашем собрании в основном творениями представителей русского модерна и авангарда". На его взгляд, данная работа заслуживает гораздо более богатой истории экспонирования, в то время как в Бруклинском музее в последний раз она выставлялась в 1932 г.

Ссылаясь на публикацию в газете New York Times от 14 октября 1888 г., представители аукционного дома напоминают, что в конце позапрошлого века целый ряд картин Верещагина, включая эту работу, был привезен в США по инициативе Ассоциации американского искусства, также занимавшейся организацией выставки в Нью-Йорке, вслед за которой было запланировано выставочное турне по другим городам. Все эти мероприятия должны были предшествовать аукциону в Нью-Йорке. Выставки в Чикаго, Сент-Луисе, Филадельфии, Балтиморе и Бостоне посетили сотни тысяч человек. Торги начались 17 ноября 1891 г. Согласно сообщению, опубликованному в газете New York Times на следующий день, «самая высокая цена была установлена на масштабное полотно «Распятие на кресте у римлян», относящееся к серии из трех работ, продававшихся по отдельности». В 1899 г. она уже выставлялась в Бруклинском музее, куда была передана во временное пользование Джоном У. Брауном. Спустя семь лет была официально передана в дар музею г-жой Лилой Браун в память о ее скончавшемся муже.

Это монументальное полотно было написано Верещагиным в его парижской студии. Отвергнув существовавшие традиции, согласно которым изображение фигуры распятого Христа обычно размещалось в центральной части холста, Верещагин рисует Спасителя, на которого падают лучи света, у правого края полотна. Таким образом, внимание зрителя в первую очередь сосредоточивается на изображении толпы.

Все три картины, входящие в трилогию, которую Верещагин называл «Око за око, зуб за зуб», объединяла одна тема смертной казни: «Распятие на кресте у римлян», «Взрывание из пушек в Британской Индии» и «Казнь через повешение в России».