В Петербургском Музее артиллерии показывают изобретения Леонардо да Винчи

В Петербурге открылась выставка доказательств главного гения человечества
LGLDM

Уже и усы, пририсованные Джоконде, давно стали классикой. А сам Леонардо – частью поп-культуры, спасибо всяким дэн-браунам с их экранизаторами. Но, как оказалось, мы многого про него не знаем. В 1997 г. Модесто Веччиа, итальянский спец по да Винчи, решил реализовать его инженерные изобретения, которыми набиты знаменитые записные книжки (кодексы). 6000 страниц кодексов рассеяны по миру. Писал наш гений, как известно, на флорентийском диалекте, да еще, будучи левшой, справа налево. Да еще чертежи одной и той же конструкции имеют несколько вариантов. К тому же он затемнял мысли намеренными ошибками – считается, в целях защиты ноу-хау. В общем, у ученых на адову работу по расшифровке, а у плотников – на воплощение идей в реальность ушло 10 лет. Инструменты и материалы по возможности брали аутентичные – дерево, железо, медь, парусину, жильные струны. Выставка «Гений да Винчи» объездила главные города Европы, теперь добралась до петербургского Артиллерийского музея.

Экспозиция состоит из трех разделов. Первый – 65 реконструкций Леонардовых изобретений. Прототип вертолета. И танка – в виде устрашающего усеченного конуса с дверкой, похожего на какого-то космического инсекта. Механический молот. И механический же барабан на колесах: их вращение приводит в действие колотушку, которая своим боем поднимает дух наступающего войска. Еще одна дань милитаризму – протоакваланг: чтобы втихаря под водой подкрасться к турецкой армаде и ее продырявить. Шарикоподшипники. Прожектор со свечой. Велосипед XV века с деревянными колесами! Дети на этой выставке будут счастливы.

Второй раздел отдан «Моне Лизе», снятой на моноспектральную фотокамеру. Стали видны слои краски, можно последовательно отследить работу художника. И понять, каким на самом деле был колорит 500 лет назад. А также – усов у предполагаемой Лизы Герардини все же не было, а вот брови и ресницы, ныне отсутствующие, таки имелись, но пигмент, которым они написаны, выцвел до неразличимости. Все это легко разглядеть на гигантских фотографиях. Кроме того, в воздухе парит копия картины в натуральную величину, открыто и то, чего в Лувре не увидишь: изнанка тополиной доски.

В третьем разделе на жидкокристаллических панелях – знаменитые анатомические и прочие рисунки. Компьютерно смоделированные этапы лепки статуи лошади Сфорца. Видеопроекция «Тайной вечери» весьма познавательная: по-настоящему про живописное и скульптурное произведение ничего не поймешь, пока не увидишь их настоящего размера, а тут есть возможность это сделать, не выезжая в Милан.