Аниш Капур в Киеве: Выставка в Pinchuk Art Centre смешит детей и беспокоит взрослых

В очереди на выставку Аниша Капура в киевском Pinchuk Art Centre в основном стоят молодые люди и подростки. Они собираются повеселиться там, где взрослому не смешно и странно
О.Кабанова/ Ведомости

Аниш Капур – один из самых известных современных художников, можно называть его и скульптором, классик. Многотонные и многомиллионные объекты Капура, некоторые считают их скульптурами нашего века, украшают площади городов мира и стали их достопримечательностями.

Есть мнение, что выставки не дают представления о мощи и размахе дарования Капура, но они регулярно проходят в важных музеях и галереях с неизменным зрительским успехом – впечатлить можно и малыми формами.

Pinchuk Art Centre выставкой Аниша Капура в очередной раз продемонстрировал амбиции своего владельца и равнение на все самое важное и в разных смыслах дорогое в современном искусстве.

Первые два этажа выставки представляют работы зрелищные, с понятным пафосом. На одном стоят ряды серых грузных параллелепипедов, образованных какашкообразными жгутами (инсталляция «Между дерьмом и архитектурой»). На другом – натуральная пушка, время от времени бьющая в стену красным воском (инсталляция «Стрельба в угол). Но не здесь счастье публики.

Оптические аттракционы – вот куда стремится молодежь самого обычного, не только богемного, вида. Вогнутые зеркала, прозрачные кубы, отражающие свет стальные полушария искажают не только фигуру смотрящего, но вытворяют с реальностью нечто невообразимое: ставят с ног на голову, плющат, вытягивают, не показывают предметы, когда должны, отражают вас, когда не ждете.

Дети и простодушные воспринимают такие метаморфозы как забаву, у серьезных, уверенных в себе взрослых возникает беспокойство, ощущение опасности и недовольства от непрогнозируемости собственных ощущений.

Капур – мастер нагнетать тревогу из ничего: черного круга, глядя на который не поймешь, выгнутый он или вогнутый, кровавого «пореза» белой стены, стального шара, необъяснимо как помещающегося в зале. Минимальными средствами он способен вызвать нешуточные эмоции и последующие размышления, почему же они возникли.

Кульминация выставки – зал с проектами Капура, готового возводить фальшивые холмы, похожие на пузыри земли, гигантские улитки со спрятанным в глубине музеем, горные хребты, имитирующие кровоточащую рану. Фантазия его безгранична.

Киев. До 30 сентября