Фестиваль «Рампа Москвы»: свободный от публики танец

Фестиваль современной хореографии «Рампа Москвы» не поддерживает, а скорее компрометирует загибающийся в России жанр
Pavel Hejny

У Московского международного фестиваля современной хореографии, как официально называется «Рампа Москвы», есть множество составляющих, из которых может сложиться успешный сюжет. За фестивалем – 13-летняя история, сцена на Театральной площади с видом на Большой театр, базовая компания современного танца, входящая в состав труппы Камерного балета «Москва», и золотая неделя в начале июня, когда сезон отпусков еще не разгорелся, зато поток туристов в городе уже увеличился.

При взгляде на афишу можно подумать, что фестиваль удачно использует козыри: в программе этого года были представлены Нидерланды – возможно, главная страна европейского танцевального авангарда; Дания, имеющая свой голос в профессиональном сообществе; Чехия, представленная артистами, работавшими у Иржи Килиана; Тайвань, который уверенно осваивает западное искусство и порой дарит ему оригинальные идеи. Удивление вызывала лишь скромность рекламы: запеленговать информацию о фестивале удалось лишь на эскалаторах метро на станции «Театральная». Неудивительно, что объемный зал Российского молодежного театра был далеко не полон, а основу зрителей составляли мужчины и женщины пенсионного возраста – явно не целевая для современного танца аудитория.

Происходившее на сцене вызывало у публики глубоко неоднозначную реакцию. И зрители – что для Москвы не очень характерно – даже не пытались сохранить ее в глубине души. Судя по недоумению, вызванному появлением трех мужчин в офисных костюмах, а в другой вечер – мужского дуэта, лишь слегка прикрытого одеждой, определение «современная хореография» для этого зала означало «Лебединое озеро», только с другого ракурса. Все это возвращало в навсегда ушедшие, казалось, 1990-е, когда зрители уходили из зала прямо во время спектаклей Багуэ и Прельжокажа, возмущенные отсутствием пачек и пуантов.

Такой же поток беженцев был и на нынешней «Рампе Москвы», а во время выступления канадского дуэта Butoh-a-Go-Go стало даже страшно, не останется ли к концу спектакля на сцене народу больше, чем в зале.

Хотя, конечно, канадский вариант японского буто на чистом русском языке правильнее было бы назвать самоделкой. Но у «Рампы Москвы» к этому коллективу какое-то особое пристрастие: он приезжает в третий раз, под разными названиями воспроизводя одни и те же упражнения, но уже, увы, не позволяет заблуждаться насчет степени своего таланта.

Рядом с ним в одной программе оказался чешский «420 People», коллектив не высшей лиги, но имеющий четкие представления о современном танце, качественной хореографии и о том, ради чего они собрались вместе. Их нежный «Часок» стал единственным художественным событием фестиваля. Но 15-минутный дуэт не может оправдать четырехдневную программу, основная часть которой балансирует на грани самодеятельности. А правительству и департаменту Москвы приходится лишь пожелать профессиональных экспертов, которые поддерживали бы санитарно-гигиеническую норму фестиваля, который они патронируют.