Киномюзикл "Рок на века": Том Круз и поющие сердца

Киномюзикл «Рок на века» (Rock of Ages) с поющим Томом Крузом выглядит последним всхлипом ностальгии по 1980-м с их дурацкой модой и «золотыми рок-хитами»
Каро Премьер

Сперва о Крузе. Он в отличной форме. На удивление хорошо поет, смешно пародирует звезд глэм-рока и самого себя. Круз играет Стейси Джекса, собирательный образ вечно пьяной рок-иконы, от которой разит сексом так, что все девушки в радиусе 20 метров валятся в обморок. Это вполне блистательный бенефис, поэтому жаль, что «Рок на века» не совсем про Стейси Джекса.

Формально главные герои – юные влюбленные (Джулианна Хок и Диего Бонета), работающие в лос-анджелесском рок-клубе и мечтающие о музыкальной славе. Но это формально. А вообще-то коллективное тут важнее индивидуального. Это кино про все хорошее (любовь и рок-н-ролл) против всего плохого (ханжества и попсы).

Сюжет бродвейского мюзикла Криса Д’Ариенцо, перенесенного на экран Адамом Шенкманом, делится на три стандартные части: в первой герои с голубоглазым оптимизмом смотрят в будущее (и поют), во второй – переживают легкое крушение иллюзий (и поют), в третьей – снова обретают надежду (и поют).

Специфика фильма «Рок на века» в том, что его персонажи почти никогда не поют поодиночке. Как минимум дуэтом. Но чаще всего большой компанией, подхватывая друг у друга строчки куплета, хором повторяя припев и запросто соединяя две песни в одну, когда мелодии похожи.

Больше всего это напоминает популярную как раз в конце 80-х манеру собрать под каким-нибудь благородным предлогом десятка два рок-звезд, чтобы они коллективно затянули балладу про надежду на мир во всем мире и в окнах свет, сияющий нам вслед. Ничего более унылого в рок-жанре я не припомню. Наверное, поэтому и звуковая дорожка мюзикла «Рок на века» кажется мне на редкость безликой. «Золотые хиты» Foreigner, Poison, Bon Jovi, Twisted Sister, Def Leppard, Whitesnake, Guns N’ Roses, Scorpions и других сливаются в однообразную музыкальную жвачку, вызывающую не ностальгию, а разве что чувство легкого удивления: неужели вот это я слушал в школе?

С одной стороны, такой музыкальный материал уместен в исполнении не только рок-певца, но и хора домохозяек под предводительством жены мэра (Кэтрин Зета-Джонс), главной городской ханжи, мечтающей закрыть рок-клуб.

С другой – пафос верности настоящему року и презрения к попсе выглядит несколько натужно. Поэтому, когда корыстный продюсер (Пол Джаматти) предлагает начинающему рок-музыканту карьеру в бойз-бенде, предательство идеалов состоит главным образом в смене прически и покроя штанов.

Хотя в штанах тут, можно сказать, вся суть – и форма, и содержание. Во-первых, герой Тома Круза – наглядная иллюстрация того, что был бы секс, тогда и рок-н-ролл как-нибудь образуется. А во-вторых, в отсутствие полноценного драматургического конфликта неизбежно приходится педалировать антураж, заниматься нещадной эксплуатацией рок-бижутерии и прочих смешных фетишей 80-х. Оно и к лучшему: следить за нарядами персонажей гораздо веселее, чем за сюжетом. А половина претензий к фильму отпадает, если смотреть его как секс-комедию, в которой все поженятся и даже суровый хозяин рок-клуба (Алек Болдуин) однажды расцветет, как пень в апрельский день.