Концерт Red Hot Chili Peppers: Полный успех безнадежного дела

Гастроли Red Hot Chili Peppers показали: даже в эпоху хипстерских музыкальных пикников и ютубовских роликов стадионный рок-концерт может стать событием
В.Астапкович/ Риа Новости

Red Hot Chili Peppers были в Москве 13 лет назад. Москвичи тогда еще не подозревали, что на них вот-вот обрушатся взрывы домов и все, что за этим последует. А лос-анджелесские «Перцы», хотя уже 15 лет смешивали гранж, фанк, хип-хоп и гаражный рок, еще не помышляли о семи «Грэмми» и Зале славы рок-н-ролла.

А самое главное – тогда никто даже не мог себе вообразить, что любой видеоролик любого раскрученного артиста можно будет найти в сети двумя щелчками мыши. Что поставило под большой вопрос дальнейшую жизнь стадионных концертов как таковых. На расстоянии даже пятидесяти метров от сцены, на танцполе, все равно больше внимания уделяешь экрану, чем самой сцене. Что уж говорить про трибуны, расположенные через футбольное поле. Да и звук никак не превосходит по качеству тот, что выдают хорошие компьютерные колонки. Стоит ли теперь за немалые деньги ждать в очередях и потом потеть (или мокнуть) в толпе? Не лучше ли сходить на музыкальный пикник, где можно за те же пять-шесть часов не только (и не столько) послушать приятную музыку, но и поиграть в бадминтон, подзакусить на травке и т. д.?

Так вот, события, подобные тому, что имело место в «Лужниках» в воскресенье, показывают: стоит. Конечно, если масштаб исполнителя соответствует размеру площадки. Бешеных «цыганских панков» Gogol Bordello, выступавших на разогреве, вполне хватает, чтобы завести клуб, но все-таки мало, чтобы срезонировала чаша стадиона.

Но когда на сцену вышли «Перцы», все встало на свои места. Открылся концерт Monarchy of Roses, первым номером их прошлогоднего альбома I’m With You. Но сет-лист оказался составлен из всех альбомов за последние двадцать лет, начиная с Blood Sugar Sex Magik (1991). А самыми восторженными воплями толпы, почти полностью заполнившей стадион, были встречены три номера с Californication.

Надо признать: «Перцы» находятся в прекрасной форме. Не только в том смысле, что 49-летние вокалист Кидис и басист Фли могут себе позволить выступать с голыми торсами, но и в том, что Кидису до сих пор интересно по-разному интонировать классические песни, а Фли, признанному мастеру слэпа, – устраивать дуэли с ударником и гитаристом. А 32-летний Джош Клингхоффер, даром что играет в группе всего лишь с 2009 г., новобранцем совсем не выглядит и не звучит.

И, конечно, «Перцы» не забыли идеалы нон-конформистской юности. Перед московским концертом все гадали: наденет ли Энтони майку с надписью Pussy Riot, как в Петербурге? Надел. Но завершился концерт после музыкальных поклонов в сторону Нейла Янга и Роберта Джонсона не фанковой скороговоркой Get it away, с которого и началась слава «Перцев» в России, а неожиданным спичем Фли, в котором он призвал поддерживать музыку и музыкантов всех жанров и направлений. Было ли и это завуалированным политическим намеком – разбираться было уже невозможно. Потому что внимание публики переключилось на сверхосторожную московскую полицию, почти час не выпускавшую зрителей с трибун, пока не разойдутся зрители с танцпола. Но ощущение настоящего большого праздника не могло испортить и это.