Мадонна в Москве: Ждали хитов, дождались молитвы

Американская певица Мадонна выступила в Москве в рамках своего тура в поддержку последнего альбома MDNA. На концерте в «Олимпийском» поп-звезда представила красочное высокобюджетное шоу и пообещала молиться за Pussy Riot
Р.Ситдиков/ Риа Новости

Визит Мадонны в Россию прошел спокойно, несмотря на то что российское общество живет теперь в напряженном политическом климате, а позиция певицы – всегда и везде отстаивать права меньшинств и гражданские свободы. Собственно, ее творчество всегда было нарушением табу. Пусть и безобидным – на уровне видеоклипов.

В день концерта площадь перед «Олимпийским» была забита поклонниками и билетными спекулянтами. Люди долго заходили. Но спешили зря: концерт задержался почти на три часа. Никакие крики и свист собравшихся не могли вызволить Мадонну из-за кулис. Сцена, на которой ничего не происходило, вызывала любопытство сама по себе. Три огромных экрана. Разные уровни. Лесенки, сходящие вниз, в стоячий партер. Такого количества оригинальных сценических конструкций здесь еще не было.

Концерт начался с песни The Prayer Overture: Act of Contrition. Сразу стало ясно, что увидим мы нечто очень серьезное. Квазивосточные напевы, на экране – крест и интерьеры католического собора. Следующим номером был новый хит Girl Gone Wild – с той же хореографией, что и в скандальном клипе, который до сих пор не качается с русского YouTube без регистрации. Сама же песня звучала чуть по-другому: в ней проскакивали кусочки (сэмплы) старого шлягера Material Girl. Так была построена и вся музыкальная часть концерта: песни последних лет с вкраплением кусочков старых, классических, – хотя процентов девяносто публики, надо полагать, пришли ради последних. Все 80-е и 90-е Мадонна была на пике моды масскульта. Сама формировала его, популяризируя модные тенденции, обеспечивая их попсовой славой и доходом. Сейчас она воспринимается скорее как живой классик, чем как проводник передовых идей.

Но сама Мадонна явно не хочет почивать на лаврах. Новое шоу довольно рискованное. Из старых шлягеров более или менее похожей на себя – по аранжировке и видеоряду – оказалась только песня Vogue.

А, например, бодрая некогда Like a Virgin теперь исполняется в сильно замедленном темпе под аккомпанемент только фортепиано. Атмосфера шоу – тревожная. На экранах мелькают то пистолеты, то разгоны демонстрантов. От обилия знаков и символов (тут и магендовид, и свастика) голова кругом идет. Отдыхом для глаз кажутся статичные картинки – комикс в духе Роя Лихтенштейна. Долго показывают артефакт – аудиокассеты. Дизайнер шоу, наверное, любовался ими так же, как Энди Уорхол банками с супом.

В преддверии концерта не звучало ни обычных меломанских рассуждений вроде «А чего она Into the Groove в этом туре не поет?», ни здорового девчачьего «В каких она будет платьишках?». Нет! Как на концерте Мадонна выступит в поддержку Pussy Riot – вот была интрига. И в середине шоу Мадонна сделала то, чего от нее ждали. Зашла издалека: в своей демократической стране она может выражать любое мнение, даже если это не нравится правительству. (Аплодисменты.) Затем сообщила: «Я буду молиться за свободу Кати, Маши и Нади». Потому что «девочки совершили нечто отчаянное (courageous) и они уже заплатили за это свою цену».